Российская антимонопольная служба выставила на общественное обсуждение проект о введении индикатора риска в отношении рекламы кредитов. На текущий момент документ не подписан и может претерпеть изменения.
«Рекламные» индикаторы риска
Согласно проекту приказа, ФАС будет учитывать еще один показатель риска в рекламе кредитов. В частности, речь идет о недостоверной информации относительно ставки займов любого характера. Что касается действующего показателя, то его сохранят таким, какой он есть. Поэтому перечень индикаторов может быть следующим:
- Распространение рекламного материала, который содержит необоснованные превосходные сравнения, например, «лучший», «первый», «номер один» и т.д. Но если это можно подтвердить документально, то нужно сделать ссылку на сертификат или другой подтверждающий документ.
- Реклама кредитов, включая направленных на реструктуризацию других долгов, ставка которого ниже ставки рефинансирования. В этом случае контролирующие инстанции будут рассматривать контент, который выявили не позднее 2 лет с момента распространения этой рекламы.
Отметим, по состоянию на июнь 2023 года ключевая ставка, установленная Центробанком, составляет 7,5%.
Согласно п. 19 Постановления № 1073, при обнаружении индикаторов риска в рекламе кредита или другого продукта, надзорные органы, подведомственные ФАС, вправе провести документарную или выездную проверку по согласованию с прокуратурой.
Как происходит проверка после выявления индикатора риска?
Стандартный порядок проверки при обнаружении показателя риска законодательно не утвержден. Однако предусмотрены базовые правила, которые обязаны выполнить надзорные органы перед посещением. Так, согласно ст. 46 ФЗ № 248, инстанция должна заранее проинформировать компанию о внеплановом визите.
Сделать это можно одним из трех способов:
- опубликовать на официальном сайте ведомства;
- заявить в СМИ;
- в личных кабинетах контролируемых лиц.
Причем надзорные инстанции обязаны постоянно актуализировать на своем ресурсе нормативно-правовые акты, контакты и прочие данные.
Далее алгоритм будет зависеть от типа мониторинга ─ документарный или выездной. Чаще всего, надзорные органы сначала проводят документарную проверку. В процессе ревизоры вправе оценивать и анализировать только те бумаги, которые так или иначе связаны с нарушением.
По окончании мониторинга контролеры составят акт, при необходимости составят предписание и срок, в течение которого нужно устранить нарушения. По словам представителей ФАС, реализация законопроекта не повлечет дополнительных затрат.