В Госдуме РФ одобрили законопроект, направленный на усиление ответственности за отказ или препятствование проверкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Основные изменения касаются субъектов, игнорирующих требования по исполнению проверок на предмет соблюдения запрета на антиконкурентные сделки.
Ответственность за препятствование проверкам ФАС
Согласно новой ст. 19.4.3, субъекты, которые так или иначе мешают представителям антимонопольной службы проводить законную проверку, несут ответственность за эти деяния. Наказание будет выражено в виде штрафа, который составит:
- для ИП и должностных лиц ─ от 30 000 до 50 000 рублей;
- для организаций сумма рассчитывается исходя из их годовой выручки от продаж всех товаров, работ, и услуг за год, предшествующий году обнаружения нарушения.
Также были введены новые стандарты для определения штрафов, основанные на доходе от продаж товаров, с различными уровнями в зависимости от общего объема выручки. Эти штрафы устанавливаются соответственно выручка-штраф:
- до 120 млн рублей — от 100 000 рублей;
- от 120 млн до 800 млн рублей — до 500 000 рублей;
- от 800 млн до 2 млрд рублей ─ 1 млн рублей;
- более 2 млрд рублей — 2 млн рублей.
В соответствии со вторым пунктом изменений заменить штраф предупреждением не получится.
Порядок исчисления выручки от реализации товаров
Чтобы определить выручку от продажи товаров для расчета штрафов, необходимо ориентироваться на положения ст. 248 и 249 НК РФ:
- из выручки исключаются суммы налогов, которые налогоплательщик указывает покупателю при продаже товаров;
- выручка должна быть подтверждена первичными документами и другими материалами, подтверждающими доходы, полученные налогоплательщиком, а также документацией налогового учета.
Расходы же надо вычислять опираясь на ст. 254 и 268 НК РФ. Эти затраты охватывают широкий спектр необходимых элементов и материалов, включая:
- сырье и материалы, которые либо составляют основу производимых товаров, либо являются критически важными для их создания;
- специфические материалы и ресурсы, такие как топливо, вода, компоненты и полуфабрикаты, необходимые для производственного процесса;
- инструменты и оборудование, включая приспособления для работы, лабораторное оборудование, специальную одежду и СИЗ, которые не подлежат амортизации.
Отдельно стоит упомянуть внереализационные доходы, для которых процедура определения также регламентирована и базируется на положениях ст. 250 НК РФ.