13 сентября 2022 года представители Федеральной антимонопольной службы объяснили российским банкам правила описания условий кэшбека. Финпредприятиям придется подробно расписывать требования по эксплуатации банковской карты, чтобы граждане смогли вернуть часть потраченных средств.
Правила распространения условий для получения кэшбека
Недавно появившаяся в России система лояльности ─ кэшбек, очень взволновала население. Поэтому большая часть банков усиленно предлагает гражданам оформить платежные карты, при расчете которыми владельцы получат часть потраченных средств.
Однако, чтобы не остаться в «минусе», некоторые из компаний идут на хитрость, ограничивая суммы и не сообщая о значительных условиях. Причем невыполнение этих условий влияет и на размер кэшбека, и на возможность его получения в принципе.
Поэтому антимонопольная служба вместе с российским Центробанком разработала порядок ознакомления граждан с условиями эксплуатации карточек для получения средств. Согласно письму, которое опубликовано на официальном портале ФАС и ЦБ РФ, нормы следующие:
- Клиент должен видеть всю информацию на одной странице. Текст необходимо печатать хорошо читаемым шрифтом среднего размера.
- ЦБ РФ разрешает размещать данные на листовках, рекламировать в договорах, на стендах, официальных сайтах и в приложениях. Если условия опубликованы на цифровых площадках, то ФАС запрещает использовать ссылки, перейдя по которым гражданин узнает «дополнительную информацию».
- В оcновные сведения банк должен включить информацию о категориях, на которые распространяются бонусы. Далее указать процент кэшбека, максимальные, минимальные суммы, с которых исчисляют бонусный продукт. А также другие детали, так или иначе влияющие на факт получения денег или на сумму.
Реклама бонусной системы и условия использования платежной карты для получения кэшбека должна быть доходчивой. Власти запрещают публиковать сведения мелким шрифтом или размещать их в других источниках.
Правонарушение со стороны банков в отношении кэшбека
ФАС и ЦБ РФ составили рекомендации по отражению сведений по бонусному продукту ─ кэшбек. Ведомство учло, что данный бонус повышает конкуренцию среди кредитных учреждений. Поэтому некоторые из них пользуются ситуацией и мошенничают. Замечено два основных противодействия:
- На основании гл. 2.1 ФЗ № 135, где описаны случаи недобросовестной конкуренции. Например, введение гражданина в заблуждение из-за описания ложных преимуществ.
- В соответствии со ст. 28 ФЗ № 38: некорректная реклама банковского продукта. Например, отсутствие сведений о максимальной или минимальной сумме, с которой исчисляется кэшбек.
При этом по исследованиям ФАС, ряд финансовых организаций «прячет» от физлиц следующие данные:
- максимальный размер кэшбека для начисления за конкретный промежуток;
- список MCC-кодов для подсчета суммы;
- ограничения по сумме покупок для частичной компенсации;
- лимит повышенного кэшбека по категориям продукции без их указания.
За эти правонарушения антимонопольная служба вправе наказывать банки от предупреждения до возбуждения уголовных дел.