Банк России в информационном письме дал рекомендации коммерческим банкам по формированию договора комплексного обслуживания. Основной посыл – запрет на автоматическое открытие брокерского счета без предварительного уведомления клиента.
Вопрос стал актуальным в связи с тем, что гражданам стали поступать сообщения от брокеров о списании комиссии за ведение счета, который, как они думали, не открывали. На самом же деле, как выяснилось, подписывая договор на комплексное обслуживание в банке, человек дал согласие и на открытие счета для проведения операций с ценными бумагами.
Во многих коммерческих банках формат ДКО предполагает наличие уже проставленных отметок («галочек») о согласии клиента на предоставление тех или иных банковских услуг, а именно – страхование, брокерский счет, дополнительная банковская карта и т. д.
Безусловно, перед подписанием любого банкового документа клиент может и должен ознакомиться с информацией, задать вопросы и не подписывать его, если что-то не устраивает или вызывает сомнения.
Однако, на практике все обстоит иначе – как правило, клиенты ставят подписи там, где сказал менеджер банка, не проверив за что именно подписываются. Многим даже в голову не приходит, что могут быть какие-то дополнительные услуги, ведь человек четко обозначил цель своего визита и никаких счетов и карт оформлять не соглашался и не просил.
На основании вышесказанного Центральный банк в своем информационном письме четко обозначил новые требования:
- не ставить заранее пропечатанные «галочки» о согласии на открытие брокерского счета, а оставлять поле пустым (кто желает, ставит отметку о согласии собственноручно);
- перед подписанием любого документа давать клиенту подробные, исчерпывающие разъяснения о содержащейся в документе информации.
В своем обращении к коммерческим банкам регулятор резюмировал – отметка о согласии, заранее указанная в договоре, вводит клиента банка в заблуждение и нарушает его интересы и права.