В первом чтении Госдума приняла законопроект № 481609-8, подразумевающий исключение некоторых составов преступлений из ведения полиции. Таким образом, ряд преступлений больше не будет курироваться ОВД. По словам властей, мера направлена на устранение дублирования полномочий профильных ведомств.
Составы, исключенные из сферы ведения ОВД
В пояснительной записке к проекту закона власти уточнили ряд составов, которые будут исключены из полномочий полиции. Их всего 46, однако есть два объединяющих условия, характеризующих их:
- административные нарушения являются не соблюденными обязательными требованиями, оценка чего осуществляется уполномоченными органами власти в рамках государственного и муниципального надзора;
- полномочия по протоколированию и рассмотрению дел об административных проступках зафиксированы одновременно за ОВД и органами контроля.
Таким образом, из ведения полиции планируют исключить преступления, которые совершены в следующих сферах:
- охрана собственности;
- охрана окружающей среды и обращения с животными;
- правонарушения, совершенные на транспорте, например, несоблюдение габаритов перевозимого груза или повреждение сетей связи во время движения;
- правонарушения ИП, например, незаконная торговля входными билетами на UEFA, незаконный оборот спирта и т.п.;
- финансовые, налоговые, страховые административные нарушения, преступления с ценными бумагами.
Так как административное дело, выраженное в нарушении обязательных требований, можно возбудить только после специальной проверки и оформления ее результатов, то в проекте власти утвердили годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, исключенные из компетенции ОВД.
Преступления, находящиеся в ведении полиции
Основываясь на новшествах, власти утвердили в законопроекте административные правонарушения, ведение которых по-прежнему лежит на ОВД. Так, на полицию возлагаются обязательства по контролю за преступлениями, которых объединяет следующая характеристика:
- наличие у органов правопорядка задач по обеспечению безопасности в разных сферах, включая миграцию, оборот наркотиков, дорожное движение;
- угроза причинения опасности здоровью и жизни людей из-за совершения преступления;
- немедленная реакция на сообщения о правонарушениях, если полицейские работают круглосуточно и обязаны в короткий срок приехать на место совершения преступления и принять меры административного принуждения для пресечения правонарушения.
Исходя из этого, Госдума выделила основные сферы деятельности, административные преступления в которых, находятся в ведении полиции:
- проступки, посягающие на здоровье граждан, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическую обстановку;
- совершенные в области охраны среды;
- ДТП и аналогичные административные нарушения;
- преступления в сфере связи, например, размещение в интернете ложной информации или незаконной рекламы;
- незаконный оборот и производство алкогольных напитков, например, «подпольное» изготовление самогона, предназначенное для дальнейшей реализации.
По словам представителей Госдумы, эти изменения значительно снизят нагрузку не только на деятельность госорганов, но и на деятельности индивидуальных предпринимателей и юрлиц.