Роскомнадзор запретил рекламировать товары и услуги на запрещенных сайтах и в соцсетях. Это нужно, чтобы владельцы ресурсов перестали распространять нежелательный контент и получать прибыль от россиян. Также ФАС напомнила о том, что является интернет-рекламой.
Где запрещено размещать рекламу?
С 1 сентября 2025 года вступает в силу запрет на размещение рекламы на сайтах, принадлежащих зарубежным или международным компаниям, которые в России считаются нежелательными. В перечень таких организаций включены:
- общественные и религиозные объединения;
- сервисы, деятельность которых прекращена или запрещена в судебном порядке;
- прочие информационные ресурсы, доступ к которым ограничен в соответствии с российским законодательством.
Цель данного решения — предотвратить распространение рекламы на нелегальных информационных площадках. Анализ показал, что владельцы таких ресурсов получают значительные доходы от рекламы, достигающие от 50% до 90% их выручки. Они, как правило, не являются резидентами России и часто занимаются провокационной деятельностью. При этом многие россияне продолжают пользоваться Instagram и Facebook, несмотря на ограничения доступа. Прибыль, которую получают владельцы площадок от просмотров, позволяет им создавать нежелательный контент и поддерживать интерес пользователей.
За нарушение нововведений отвечает рекламодатель, а не распространитель. Согласно п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, сумма штрафа составит 4 000─20 000 рублей для предпринимателей либо должностных лиц, компаниям же грозит ─ от 100 000 до 500 000 рублей.
Что считать рекламой?
В законе, регулирующем действия с рекламой, дано ее краткое понятие: это данные, распространяемые в интернете любым методом и в любом формате, которые адресованы определенным лицам для привлечения их внимания. Однако ФАС выделила ряд характеристик информации, которую не следует считать рекламой:
- данные о товаре опубликованы на сайте изготовителя, не привлекают особого внимания;
- сведения, размещенные в контенте блогера, если основной целью не является продвижение продукции;
- органичная интеграция, например, упоминание о новинках в роликах или постах блогеров, если внимание сосредоточено не на товаре и его характеристиках.
К интернет-рекламе Роскомнадзор предъявляет стандартные требования ─ она должна быть добросовестной и достоверной.
Поэтому информация, которая не соответствует упомянутым требованиям, не считается рекламой.