Представители ведомства отредактировали порядок учета и оформления медицинских документов, которые используют для описания и заключения смерти без вскрытия. Обновленные рекомендации уже вступили в силу, поэтому медики обязаны ориентироваться на эти положения.
Состав рекомендаций
В свежей редакции представители ведомства изложили правила кодирования случаев смерти, ведения их учета, а также формирования медицинского свидетельства о смерти без патолого-анатомического вскрытия. Эти положения отражены в отдельных разделах, которых всего шесть:
- алгоритм кодирования патологий;
- принципы кодирования причин смертельного исхода;
- порядок оформления посмертного эпикриза;
- правила подготовки медицинской документации о смерти;
- список учетно-отчетных документов, которые используют в статистике смертности;
- рекомендации по работе в госреестре документов о смерти в ЕГИСЗ.
Причем когда закон не требует проведения вскрытия, свидетельство о смерти разрешают оформить по таким основаниям:
- верифицировали диагноз, ставший первоначальной причиной смерти;
- проводилось диспансерное либо динамическое наблюдение гражданина в последние 7 суток перед смертью;
- возникли смертельные осложнения, которые зафиксировали либо подтвердили с помощью «вербальной аутопсии»;
- отсутствуют признаки насильственной смерти во время осмотра трупа.
Если в первичной медицинской документации отсутствуют записи о первоначальной причине смерти гражданина, то патолого-анатомического вскрытия избежать не удастся.
Кто несет ответственность за констатацию факта смерти?
По стандарту констатацию смерти фиксируют на специальном бланке МСС, а делает это врач, заполняющий документ. К таким относят:
- патологоанатом;
- врач судмедэкспертизы;
- врач, установивший смерть;
- лечащий врач.
Соответственно, он ответственен за содержание справки. При этом справка должна полностью соответствовать унифицированным нормам и не может быть сформирована в свободной форме. А чтобы заполнить документ, врачи могут использовать сведения из электронной или «бумажной» медицинский карты либо информацию об аутопсии, зафиксированную в медкарте. Эта данные указывают в пункте 22, используя соответствующий коды. Отметим, правильность кодировки проверяет не комиссия, а специальный сотрудник медучреждения, в котором формируют пакет бумаг.