В рамках предложенной законодательной инициативы, с 1 февраля до 1 декабря 2024 года, предполагается проведение экспериментальной маркировки ряда стройматериалов, которые предназначены для розничной продажи. На текущий момент проект находится на рассмотрение, однако базовый порядок проведения уже известен.
Суть и цель пилотного проекта маркировки стройматериалов
Это испытание является необязательным, поэтому участвовать в нем можно добровольно. Если говорить о задачах, поставленных перед исследованием, то они включают:
- разработку единой информсистемы о продукции, которая позволит четко идентифицировать товары, совместно с производителями и импортерами стройматериалов, а также с ответственными за проведение эксперимента;
- оценку эффективности применения идентификационных технологий, включая маркировку, и выявление наилучших методов нанесения кодов исходя из доступных технологических решений.
Импортеры и производители стройматериалов берут на себя задачу первоначального ввода данных в подсистему национального реестра, содержащий маркированные товары. Эти сведения должны быть достаточными для четкой идентификации каждой единицы продукта. В то же время Минпромторг планирует разработать рекомендации для внесения корректировок в действующее законодательство РФ, которое унифицирует порядок оборота цемента, строительных смесей и растворов в потребительской упаковке.
На основании результатов госорганы сформируют правила присвоения кодов ТН ВЭД ЕЭС, которые соответствуют определенным видам строительных материалов, подлежащих обязательной маркировке.
Объекты эксперимента
В проект возьмут только тех производителей, импортеров и продавцов, которые участвуют в обороте определенных товаров, утвержденных в спецперечне с соответствующим кодом ТН ВЭД ЕЭС:
- цемент;
- строительные растворы;
- сухие строительные и бетонные смеси.
По словам властей, в разработке механизмов маркировки указанных товаров заключается ключ к предотвращению их незаконной торговли и производства, включая подделки. Также данные механизмы способствуют повышению уровня сбора налогов и пошлин.
Кроме того, эффективное сотрудничество между госорганами и фигурантами рынка стройматериалов является критически важным для успеха данной инициативы. Поэтому необходимо оценить и улучшить технические способности информсистемы, которая применяется в экспериментальных целях, и ее способности к интеграции с ГИС.