Депутаты ГД РФ предложили усилить защиту контролируемых предприятий в ходе рейдовых осмотров. Проект изменений включает несколько дополнений к ФЗ № 248, утверждающие случаи, в которых подконтрольное лицо вправе не допустить надзорные органы к объекту проверки, а также отказать в предоставлении документов.
Реестр надзорных мероприятий
Для начала отметим, что рейдовый осмотр и проверка должны быть зафиксированы в соответствующем реестре, который обычно публикуют на официальном сайте Генпрокуратуры РФ в разделе «Поиск проверок». В перечне будут регистрировать решение о проведении надзорного мероприятия, данные о чем дополнят в пункте 4 к ст. 64 ФЗ № 248.
Помимо прочего, в дополнении к ст. 66 ФЗ № 248 депутаты уточнили, что надзорные органы вправе учитывать категорию риска контролируемой организации в рамках проведения внепланового мониторинга. При этом к каждому виду проверки применяется индивидуальный уровень риска.
Отметим, сведения о категории риска объекта контроля также необходимо указать в реестре надзорных мероприятий.
Права и ответственность надзорных органов
Отдельно власти отметили, контролируемое лицо вправе не допустить ревизора к объекту проверки. Однако отказ должен быть обусловлен отсутствием QR-кода на документе, который обязан предъявить инспектор. Дело в том, что код при сканировании позволяет перейти на страницу контролирующего органа и посмотреть есть ли в спецреестре решение о проведении проверки.
В этой же ситуации представитель объекта контроля вправе не предъявлять документы, предназначенные для проверки, а также может отказать в принятии других мер в рамках госнадзора.
Дополнительно власти разрешили компаниям, чью продукцию изъяли для пробы на проверку в ходе рейдового осмотра либо выборочного контроля, компенсировать стоимость товара в полном объеме. Однако компенсация положена, если контролирующие лица не нашли никаких нарушений, а продукт не подлежит последующей реализации либо эксплуатации. Правила возмещения стоимости утраченной или испорченной продукции Правительство РФ утвердит позже.
Но здесь есть и исключение, например случаи, когда объектом проверки являются организации сферы оборота лекарств, донорской крови, биомедицинских клеточных продуктов и т.д. Пробы таких материалов не подлежат компенсации.