25 июля 2022 года Центробанк РФ сообщил финансовым организациям, что они обязаны уведомлять заемщиков о последствиях несвоевременного возврата средств. В данном случае речь идет о социальных пособиях, которые списывают в счет долга. Однако банки вправе снимать деньги с этих счетов только в заявительном порядке со стороны должника.
Последствия возврата платежей по кредиту
Погашать долг по потребительскому кредиту граждане могут как с дебетовых, зарплатных счетов, так и социальными начислениями. Однако из последних сумм финансовая организация может списать деньги только с разрешения заемщика. Для этого человек должен написать заявление.
Но согласно п. 1 ст. 101 ФЗ № 229, с 1 июля 2022 года власти защищают пособия граждан от автоматического списания за долги перед банками. В этом случае заемщик вправе потребовать компенсацию средств в 100%-ом размере. После такого требования финансовое предприятие обязано вернуть сумму в течение 14 суток.
При этом должнику необходимо разъяснить, что может произойти, если затребовать средства обратно. Три главных пункта утверждены в Письме ЦБ РФ № ИН-010-59/96:
- На основании п. 22.4 ст. 5 ФЗ № 353 текущая задолженность увеличится на сумму возврата.
- Гражданин должен перевести на счет кредитора обозначенную сумму вместе с начисленными процентами не позднее календарной недели с момента возврата. Но в этот период запрещено начислять пени на долг величиной с текущими выплатами и процентами.
- Если заемщик не внесет очередной платеж по кредиту, то в соответствии с п. 22.5 ст. 5 ФЗ № 353 задолженность признают просроченной.
При снижении дохода более чем на 30% в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года заемщик вправе потребовать льготный период по займу. Правило действует, если величина кредита не превышает максимальный лимит согласно п. 1 ФЗ № 352 ─ 4 млн рублей.
Информация для заемщика после заключения сделки
Не учитывая нововведения, напомним, что финансовые организации обязаны взаимодействовать с заемщиками до полного возврата заемных денег. При этом сведения надо направлять бесплатно один раз в месяц, а более ─ за определенную плату. Количество уведомлений и сумму банк и должник утверждают индивидуально.
Итак, банковское предприятие обязано сообщать заемщику ежемесячно:
- величину текущего долга;
- дату и сумму внесенных и будущих платежей;
- другие данные, предусмотренные в кредитном контракте.
Что касается просрочки, сведения о ней компания обязана направлять бесплатно в течение календарной недели со дня ее появления.
Если гражданин рассчитывается по кредиту электронными средствами платежа, то условия об уведомлениях остаются прежними.