С 1 сентября 2025 года уровень защиты прав потребителей усилят. Дело в том, что ГД РФ утвердила законопроект, в соответствии с которым продавец, навязывающий дополнительные услуги, заплатит штраф в размере до 20 000 рублей. Нововведения касаются как офлайн-магазинов, так и маркетплейсов.
За что можно получить штраф?
Как продавец или исполнитель работ, вы можете предложить клиенту дополнительную платную услугу или товар (условимся на определение «продавец» и «товар»). Однако теперь покупатель должен самостоятельно выразить свое согласие либо отказ. Таким образом, вам нельзя добавлять «автоматические галочки» в договор.
Если покупатель по незнанию приобрел ненужный товар из-за навязывания, то он вправе потребовать возврата уплаченной суммы. В этом случае вы обязаны вернуть деньги в полном объеме в течение трех суток с момента подачи требования от клиента.
Есть еще одно важное нововведение: вы не вправе предлагать дополнительные товары перед продажей основного. Например, человек пришел купить только ноутбук. Значит, вы не должны перед целевой покупкой навязывать коврик для мыши, если он не входит в комплект. Если же аксессуар оплачен до приобретения ноутбука, то покупатель вправе от него отказаться и потребовать уплаченную сумму. Срок возврата денег тот же ─ трое суток. За это правонарушение вам грозит штраф в размере до 40 000 рублей.
Напомним, аналогичные ограничения действуют при оформлении потребительских и целевых займов. В этом случае заемщик подтверждает свое согласие подписью перечня дополнительных услуг с указанием стоимости каждой, например, цену необязательной страховки.
Как оформить согласие потребителя?
Когда клиенту все же понадобится дополнительный товар или услуга, например, доставка мебели до дома, согласие нужно оформить в письменном виде, если нет законодательных ограничений. Доказывать наличие документа о том, что человек самостоятельно решил приобрести допуслугу обязаны вы.
Поэтому в ваших же интересах не проставлять автоотметки о согласии клиента на допуслуги или другим методом выражать это решение от имени покупателя. При этом недопустимо создавать такие условия, при которых потребитель вынужден согласиться на приобретение дополнительного товара.