Предположительно 01.09.2022 вступят в силу нововведения в ст. 16 ФЗ № 2300-1, которая защищает покупателя от неправомерных действий продавца относительно исполнения обязательств по договору. Согласно изменениям, магазины не имеют права собирать личные данные покупателя без острой необходимости.
Цель законопроекта
Принцип введения проекта ─ это защита слабой стороны сделки. Дело в том, что по словам Анны Поповой ─ главы Роспотребнадзора, в контрактах выявляются серьезные нарушения, которые в судебной практике являются недопустимым и ущемляют права клиентов. И касается это не только онлайн-магазинов. Например, автодилеры спустя время после продажи автомобиля начинают присылать сообщения с назойливыми предложениями о приобретении дополнительных аксессуаров. А некоторые продавцы подключают менеджеров и делают обзвон, что еще больше нарушает личное пространство граждан.
Поэтому новый законопроект направлен на комфортные взаимоотношения сторон. Сейчас при совершении сделки онлайн-магазины требуют обязательного согласия на обработку приватных сведений, иначе в покупке откажут. Так, шопы собирают имена, даты рождения, номера телефонов, а иногда и адреса своих клиентов.
Для решения проблемы Госдума разработала проект, который запрещает такие действия всем компаниям. Но если в договоре предусмотрен пункт, требующий обязательного предоставления приватных сведений, то сбор данных является законным. Потому покупателям рекомендуется тщательно изучать условия сделки.
Страны ООН приняли аналогичное решение еще в 2015 году. Согласно их законопроекту, слабой стороной договора является клиент, а потому имеет больше привилегий. Однако покупатель также должен исполнять договорные обязанности, прописанные в зарубежном документе.
Плановые изменения
Согласно корректировкам, статья 16 ФЗ № 2300-1 полностью изменит содержание. Что касается нововведений, то в отредактированной версии добавлен пункт о недопустимых требованиях, которые ограничивают свободу выбора покупателя, а также нарушают международные правила торговли.
Причем если клиент понесет ущерб из-за применимых к нему действий, то магазину объявят штраф согласно ст. 13 ФЗ № 2300-1, на оплату которого дается 10 суток с момента наложения санкции.
А в п. 3 ст. 16 новой версии правительство обозначает, что продавец не вправе отказывать в заключении сделки без предоставления приватных данных, если таковые требования не указаны в договоре. В крайнем случае магазин должен уведомить клиента о невозможности продажи в течение календарной недели.
Обновленная статья будет содержать множество других нюансов, которые обеспечат комфортное взаимоотношение между продавцом и покупателем. На данный момент законопроект опубликован только на портале Госдумы.