Как производится анализ себестоимости продукции

14613

Себестоимость продукции – это один из основных показателей, по которому можно определить степень эффективности производства и сбыта продукции. Представляет собой совокупные затраты на изготовление и реализацию единицы товара. То есть это сумма затрат на продукт, которая формирует его стоимость (без наценки).

Вопрос: Как отразить в учете производственной организации продажу готовой продукции по договору поставки, если фактическая себестоимость произведенной продукции по данным бухгалтерского учета превышает сумму прямых расходов на ее изготовление по данным налогового учета (в связи с признанием в налоговом учете части расходов на производство продукции косвенными расходами)?
Посмотреть ответ

Нюансы анализа себестоимости

Себестоимость отражает множество основных и второстепенных факторов деятельности предприятия, включающих степень эксплуатации рабочих ресурсов, качество труда сотрудников, качество работы управленческого состава. При анализе крайне важно определить точный состав производственных трат. При его определении нужно пользоваться нормой «О налоге на прибыль». В частности, состав затрат изложен в Положении с соответствующим названием. Себестоимость товара косвенно регламентируется государством: регулирование происходит через установленные амортизационные нормы, тарифы социальных начислений.

Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения плановой (нормативной) стоимости продукции над ее фактической себестоимостью, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Плановая стоимость произведенной в текущем месяце продукции составила 800 000 руб. Фактическая себестоимость продукции (равная сумме прямых затрат на ее изготовление в налоговом учете) — 720 000 руб. Вся произведенная продукция продана в текущем отчетном периоде.
Посмотреть ответ

Различают три формы себестоимости:

  • Цеховая. Представляет собой совокупность прямых и косвенных затрат на производство товара.
  • Производственная. Во внимание принимаются только траты компании на непосредственное изготовление продукта.
  • Полная. Включает в себя производственную себестоимость, а также траты на сбыт товара.

Каждая из форм отражает одну из сторон деятельности предприятия.

Какие затраты формируют полную себестоимость готовой продукции?

Цели анализа

Анализ себестоимости производится со следующими целями:

  • Расчет рентабельности как для одной единицы товара, так и для всей продукции.
  • Расчет оптимальной оптовой стоимости.
  • Выполнение внутрипроизводственного хозяйственного расчета.
  • Определение национального дохода в рамках экономической системы государства.
  • Выявление одного из главных факторов образования прибыли.
  • Возможность дать объективную оценку исполнению поставленного плана по себестоимости, по сравнению с предыдущими отчетными периодами.
  • Анализ отклонений от поставленного плана, причин их возникновения.
  • Возможность дать оценку продуктивности применения ресурсов предприятием.
  • Расчет резервов повышения прибыли и сокращения цены на единицу продукции.

Показатель себестоимости имеет ключевое значение в рамках деятельности компании.

Как формируется себестоимость продукции по методу директ-костинга?

Источники

При анализе себестоимости потребуются сведения из следующих источников:

  • Отчетные данные.
  • Бухучет (ведомости, первичная документация и прочее).
  • Плановые сведения о производственных и реализационных тратах.

Вопрос: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?
Посмотреть ответ

Анализ производится по центральным направлениям:

  • Исследование динамики себестоимости и ее роста/уменьшения.
  • Анализ взаимовлияния количества товара на его себестоимость.
  • Исследование структуры себестоимости.

Для проведения исследования важно задействовать целый комплекс данных о деятельности предприятия.

Разновидности анализа

Можно выделить следующие категории анализа:

  • Ретроспективный. Выполняется для сбора сведений о динамике расходов и факторах, которые ведут к изменению трат. Результаты ретроспективного использования нужны для нахождения оптимальной плановой себестоимости.
  • Оперативный. Выполняется раз в 1, 5 или 10 дней. Необходим для быстрого выявления всех расходов, не связанных с производством.
  • Перспективный. Итоги этого анализа нужны для прогнозов относительно изменения себестоимости.

Выбор одной из данных категорий зависит от целей, которые преследуются при анализе.

Анализ трат на рубль продукции

Анализ трат на рубль товара актуален для большей части отраслей.

Для вычисления требуется себестоимость товара разделить на его оптовую стоимость.

Определяемое значение является себестоимостью рубля обезличенного товара. Полученный показатель можно считать обобщающим. Он отображает связь себестоимости с прибылью.

Метод анализа отличается рядом преимуществ: динамичность, расширенная сопоставимость. Показатели затрат на рубль продукции изменяются под воздействием таких факторов, как:

  • Структура произведенной продукции.
  • Показатели трат на изготовление отдельных наименований продукции.
  • Стоимость и тарифы на используемые ресурсы.
  • Оптовая стоимость товара.

Влияние каждого из факторов на себестоимость определяется по отдельной формуле.

Анализ прямых материальных затрат

Материальные затраты анализируются для решения следующих задач:

  • Выявление зависимости отклонения запланированных трат от различных факторов.
  • Изменение уровня затрат от показателей прошлых периодов.
  • Обнаружение резервов экономии трат предприятия.
  • Определение путей мобилизации резервов.

Производится анализ причин отклонений показателей затрат от поставленного плана. При этом важную роль играют следующие факторы:

  • Цена. Предполагается учет изменения стоимости сырья, материалов, транспортно-заготовительных резервов.
  • Норма. Отражает как изменение норм, поставленных предприятием, так и отклонение от плана.
  • Замена. Под этим фактором подразумевается замена ценностей, изменение их структуры и содержания.

Решающим является именно фактор замены. К примеру, предприятие занимается производством холодильников. В процессе используется ряд материалов. Требуется подсчитать стоимость каждого из видов сырья, которое применялось для единицы продукции. Совокупность затрат и будет являться себестоимостью. При ее изменении играет роль, как уже упоминалось, фактор замены. Если один или несколько используемых материалов будут заменены, стоимость автоматически корректируется.

Анализ себестоимости в зависимости от трудовых затрат

Зарплата сотрудников – составляющая себестоимости товара. В рамках анализа в отдельную статью выделяется только оплата труда производственных сотрудников. То есть тех работников, которые непосредственно работали с продукцией. Остальные зарплаты будут относиться к составу комплексных статей и транспортно-заготовительных трат. Оплата труда лиц, которые выполняют вспомогательные работы, влияет на себестоимость косвенно. Она входит в траты на электричество, воду и прочие ресурсы.

Исследование комплексных статей себестоимости

Комплексные траты – это те траты, которые включают в себя ряд компонентов. К примеру, можно отметить следующие расходы подобного характера:

  • На внедрение новых методик производства.
  • На обслуживание производства и менеджмент.
  • Убыток от бракованной продукции.
  • Другие производственные траты.
  • Внепроизводственные траты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В комплекс трат входят расходы разного характера и назначения. Детально перечисляются они в учете.

Общая структура общей себестоимости

Общая себестоимость объединяет в себе следующие факторы:

  • Себестоимость отдельных единиц продукции (материальные, трудовые затраты).
  • Цены на материалы (существующие цены и тарифы изделий, структура используемых материалов, ТЗР).
  • Цены на изделия (качество продукции, спрос на нее, существующие налоговые ставки).

Изменение любого из данных факторов приводит к изменению показателя себестоимости. На данное значение влияют только текущие траты. Менеджер, зная о себестоимости и ее динамике, может отслеживать эффективность применения ресурсов, качество проводимой работы, сопоставлять значения за разные периоды.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ