Повторно используемые в производстве, или возвратные, отходы должны периодически инвентаризироваться. В этом их принципиальное отличие от невозвратных отходов, подлежащих списанию на затраты. В отношении последних инвентаризация не проводится. Рассмотрим вопросы классификации отходов, проведения их инвентаризации с точки зрения экологических правовых норм, действующих в настоящее время, порядка проведения инвентаризации согласно правилам учета ТМЦ и отражения результатов инвентаризации в учете предприятия.
Вопрос: Предприятие А имеет лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, образующихся на собственном предприятии. В том числе лицензия распространяется на деятельность по транспортировке собственных ртутных и люминесцентных ламп по территории области.
Может ли предприятие А транспортировать люминесцентные лампы предприятия Б (в пределах области)? При этом предприятие Б на период транспортировки остается собственником отхода?
Будет ли данная деятельность считаться сбором отходов от сторонних предприятий? Или только транспортировкой?
Посмотреть ответ
Законодательная база инвентаризации отходов производства
Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.
Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).
Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.
Как рассчитать сумму платы за размещение отходов производства и потребления?
Следует иметь в виду, что общегосударственный классификатор отходов, как целостный документ, отсутствует. При составлении инвентаризационной документации пользуются данными региональных нормативных документов. Если ни один документ не содержит нужного кода и наименования, можно установить кодировку в территориальном органе природоохранной государственной структуры, а наименование присвоить самостоятельно.
Нарушение сроков и процедуры инвентаризации отходов может повлечь за собой все виды ответственности, вплоть до уголовной (ст. 28 ФЗ-89).
Бумажные отходы как результат инвентаризации
Какие отходы подлежат инвентаризации и кто ее проводит
Возвратные инвентаризируемые отходы могут включать в себя:
- производственный и сырьевой брак;
- продукты питания с истекшим сроком годности;
- производственные ТМЦ, отслужившие свой срок, содержащие в своем составе черные, цветные, редкие металлы, драгметаллы;
- использованные запчасти, автошины, и т.д.
Инвентаризируются любые отходы производства, которые могут быть признаны возвратными по каким-либо признакам. Особо следует отметить инвентаризацию отходов по своим физическим, химическим свойствам, представляющим опасность для человека (взрывчатым, токсичным, окисляющим, иным потенциально опасным).
Справка. Согласно российскому законодательству (см. ФЗ-89, ст. 4.1) существует 5 классов опасности отходов: от чрезвычайно опасных до практически неопасных. При расчетах с целью присвоения того или иного класса опасности отходам производства природоохранные службы в настоящее время руководствуются Постановлением Правительства РФ №712, действующим с 01.08.2014 года. Самостоятельно присваивать класс опасности отходам организация не имеет права.
Эта информация должна учитываться при проведении инвентаризации на месте с целью недопущения негативных последствий для природы и человека, а также при оформлении актов, занесении в них необходимых данных.
Инвентаризация и ее итоги
Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.
Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:
- Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
- Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
- Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
- Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
- Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.
Акт инвентаризации обычно содержит следующие данные:
- место размещения, хранения отходов;
- источник образования производственных отходов;
- кодировку, наименование;
- вид, физические, химические свойства, растворимость, состав;
- класс опасности;
- нормативы образования;
- места хранения;
- варианты использования;
- иные необходимые данные.
Используют выявленные отходы по-разному. Их можно вернуть в производство, продать, использовать во вспомогательных производствах предприятия или уничтожить.
Результаты инвентаризации отходов, помимо внутрипроизводственных целей, используются:
- в отчетных формах;
- для обоснования лимитов на размещение;
- для оформления разрешающей документации на хранение.
Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете
Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.
Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.
Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:
- в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
- на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
- сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.
Кратко
- Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
- Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
- Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
- Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
- Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
- Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
- Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
- При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
- Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.