Финансовый контроль является фактором, который влияет на увеличение эффективности работы компании. Прогнозный баланс является одним из инструментов этого финансового контроля. Это специальный документ, форма которого установлена приказом Минфина №66н. Организация может также сама разработать образец баланса. При этом могут применяться укрупненные строки. На базе значений этих строк определяются коэффициенты. Нужны они для оценки итогов, достигнутых организацией.
Как формируется сводный прогнозный баланс?
Особенности прогнозируемого баланса
Прогнозный баланс – это инструмент планирования. Представляет собой вид финансовой отчетности, посредством которой можно извлечь сведения о прогнозируемом состоянии компании на завершение отчетного периода.
Как производится прогнозирование бухгалтерского баланса коммерческой организации методом процента от продаж?
Для оформления баланса нужно собрать сведения о финансовой работе фирмы, накопленные за определенный период. Формирование баланса предполагает следующую подготовку:
- Анализ экономического состояния фирмы.
- Определение нужных коэффициентов.
- Установление взаимосвязи различных значений.
Как проводится проверка прогнозной финансовой информации?
Бухгалтеру нужно будет учесть вероятность неизменности той или иной статьи баланса. При этом имеет смысл определить, какие именно факторы будут изменять балансовые статьи.
Функции баланса
Одна из ключевых функций баланса – установление тех проблем, которые могут возникнуть при дальнейшей деятельности. Рассмотрим остальные функции:
- Расчет ключевых финансовых показателей.
- Адекватная оценка финансового состояния фирмы в дальнейшем.
- Обнаружение факторов, которые предположительно могут ухудшить финансовое состояние субъекта.
- Выявление факторов, которые могут повлиять на экономическую устойчивость.
- Установление верности произведенных расчетов.
- Оценка соответствия коэффициентов нормам рынка.
- Оценка перспектив деятельности фирмы.
- Оценка размера обязательств организации, которые появятся в перспективе.
- Постановка краткосрочных и долгосрочных целей, касающихся размера прибыли и оборотных активов, долгов организации.
Прогнозный баланс обязательно нужен для больших предприятий, которые планируют развиваться.
Особенности составления
Первый шаг при формировании баланса – установление желаемого размера капитала фирмы. При этом нужно ориентироваться, что эти виды капиталов не будут значительно меняться:
- Уставной.
- Резервный.
- Добавочный.
То есть такой базовый показатель, как капитал фирмы, меняется под воздействием изменений прибыли. Прибыль является самым динамическим показателем. Она рассчитывается путем умножения предполагаемой выручки на показатели рентабельности за прошлые периоды.
Если будет известен будущий размер дохода, можно использовать метод процента от продаж. В рамках этого метода статьи баланса увеличиваются/уменьшаются пропорционально изменению размера выручки.
Увеличение доходов предполагает повышение стоимости запасов организации. При этом будут присутствовать сделки с новыми партнерами. Соответственно, увеличится объем дебиторских долгов. Предполагается, что для покупки нужных активов нужно будет оформлять новые кредиты. Они могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными.
После определения значений ключевых строк нужно рассчитать активы и пассивы. Через вычитание пассива из актива можно установить потребность фирмы в привлечении внешних источников финансирования.
Составление
Формирование прогнозного баланса можно подразделить на эти шаги:
- Анализ актуального экономического состояния (при этом используются аналитические таблицы).
- Анализ итогов деятельности.
- Установление факторов, которые влияют на финансовые итоги.
- Установление относительных и абсолютных корректировок в активах-пассивах, доходах-тратах.
- Непосредственно создание баланса.
Первый шаг при создании баланса – установление размера капитала фирмы. Определить эту величину можно через формулу СКn + 1. Уставной капитал считается практически неизменяемой величиной. А потому вносится он в прогнозный баланс в том же значении, который указан в отчетном балансе. Практически не изменяются добавочный и резервный капиталы. То есть ключевым элементом считается прибыль организации.
Величина прибыли устанавливается на основании ожидаемого процента рентабельности. Он определяется на базе показателей динамики отношения прибыли к выручке.
Прогноз величины выручки выполняется на основании этих значений:
- Объем продажи за прошедшие периоды.
- Рыночная конъюнктура.
- Динамика изменения конъюнктуры.
- Доходность деятельности.
- Ценовая политика.
- Расходы.
- Производственные мощности, которые есть на данный момент.
Прогнозный баланс нужен для определения коэффициентов, способствующих сравнению фактических итогов деятельности с плановыми.
К СВЕДЕНИЮ! При разработке прогнозного баланса обычно используются компьютерные программы.
Метод процента от продаж
Существует много методов разработки прогнозного баланса. Наиболее популярный из них – создание баланса исходя из зависимости всех параметров от объема продаж. Суть этого метода заключается в том, что большинство параметров увеличиваются/уменьшаются в зависимости от изменения объема продаж. При формировании баланса таким методом нужно учитывать эти правила:
- Увеличение величины продаж сопровождается увеличением значения активов.
- Дефицит финансирования компенсируется внешними источниками финансирования (к примеру, займы, кредиты).
- Увеличение величины активов может производиться за счет повышения обязательств фирмы и нераспределенных прибылей.
- Для составления баланса требуется проводить постоянный сбор сведений о деятельности организации.
- Работа прогнозируется на базе детального анализа максимального количества параметров: доходы, траты, активы и пассивы. То есть анализ невозможен без максимального объема информации.
- Составление баланса предполагает применение различных бухгалтерских отчетов. Желательно брать отчеты за максимально продолжительные периоды.
- Проще всего делать прогнозы относительно параметров операций, которые постоянно повторяются.
Формирование прогнозного баланса по методу процента от продаж предполагает эти этапы:
- Установление прогнозируемого размера реализации товаров.
- Установление процента увеличения/уменьшения фактической выручки в сравнении с плановыми значениями.
- Оформление прогнозного отчета о финансовых итогах деятельности. Себестоимость и коммерческие траты определяются в соотношении с величиной продажи товаров. Заключительный результат формирования отчета – расчет показателя чистой прибыли.
- Формирование прогнозного баланса.
- Суммирование значений статей отчетности для установления заключительной суммы по активам/пассивам.
Самый последний этап формирования баланса – установление потребности в сторонних источниках финансирования. Потребность эта определяется путем получения разницы между активами и пассивами. Полученное значение нужно для корректировки балансов, формирования балансовой разницы.
К СВЕДЕНИЮ! Прогнозный баланс является универсальным документом. На его базе можно определить ключевые финансовые коэффициенты. К примеру, это могут быть коэффициенты ликвидности и экономической устойчивости. На базе баланса можно рассчитать различные целевые значения. Он необходим для определения стратегии развития организации.