Бухгалтерский учет уценки товара

161

Снижать цену на товар приходится по разным причинам, цель же одна – скорейшая его реализация. Процедура уценки должна правильно проводиться и корректно отражаться в учетных документах.

Рассмотрим законодательную базу снижения цены на реализуемый товар, некоторые организационные особенности, а также нюансы отражения этого процесса в бухучете.

Что представляет собой уценка

Уценкой принято называть снижение покупной цены на товар, который поступил или какое-то время находится на реализации с целью способствования его сбыту.

Такую процедуру целесообразно проводить при наличии одного или нескольких факторов:

  • товар не пользуется особым спросом;
  • продукция залежалась на складе или на полках магазина;
  • изделие поступило в продажу с повреждением (самого предмета или его упаковки);
  • потерян товарный вид;
  • частично утрачены потребительские свойства;
  • моральное устаревание предмета продажи;
  • рыночные колебания, повлиявшие на спрос и др.

Выгоду от уценки получают обе стороны:

  • покупатель получает возможность затратить меньше средств на покупку;
  • продавец реализует товар, увеличивая тем самым свой оборот.

Что говорит об уценке Закон

Жестко принятых норм уценивания товара нет. Важно, чтобы Положение об уценке, принятое в конкретной торговой организации, не противоречило нормам бухгалтерского учета и соответствующим правительственным требованиям:

  • Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Приказу Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • Плану бухгалтерского учета, в частности, содержанию счета «Запасы»;
  • Приказу Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Письмам Госкомстата, утверждающим формы документов при проведении инвентаризации;
  • Письму Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, утвердившему Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

Как происходит процедура уценки

Шаг 1 – решение. Вначале руководство организации принимает решение о снижении реализационной цены на товар. Это может быть сделано в результате анализа обновления ассортимента и изучения экономических отчетов, а также вследствие обращений руководителей структурных подразделений, которые хотят исправить сложившуюся ситуацию.

Шаг 2 – инвентаризация. Обнаружив товар, который более нельзя продавать по действующей цене, руководство должно его проинвентаризировать. Это необходимо сделать не только по требованиям Закона, обязующего проводить инвентаризацию в случае порчи товара (п. 2 ст. 12 ФЗ № 129). Инвентаризация обязательно нужна в розничной торговле, поскольку бухгалтерия не всегда может знать, сколько и какого товара осталось в той или иной торговой точке. Инвентаризация проходит по общим правилам:

  • создание или активизация постоянной инвентаризационной комиссии (на основании приказа руководителя);
  • проверка фактического наличия товаров (принимают участие материально ответственные лица);
  • учет количества и состояния товаров;
  • занесение полученной информации в инвентаризационную опись (форма ИНВ-3);
  • составление сличительной ведомости (форма ИНВ-19), где будут данные о всех выявленных расхождениях с показателями бухучета;
  • подведение итогов инвентаризации – оформление ведомости учета (форма ИНВ-26) и приказа по результатам инвентаризации.

Шаг 3 – уценка или списание. Если товар полностью потерял свою ценность, он подлежит списанию. Если продать его еще можно, нужно произвести переоценку в сторону снижения цены. Для этого производятся следующие действия: руководитель издает распоряжение о переоценке, и на его основе составляется акт переоценки (форма может быть разработана организацией самостоятельно), в который обязательно должны входить:

  • названия и артикулы товаров, подвергающихся уценке;
  • признаки, определяющие эти товары;
  • количество по данным инвентаризации (в принятых единицах измерения);
  • обе цены – старая и установленная;
  • причины, по которым произведена уценка.

Уценка в бухучете

Отражать новые цены на товар в бухгалтерском учете можно по-разному: все зависит от метода оценки товаров, принятого в политике конкретной торговой точки.

Учет товаров по ценам их приобретения (покупным)

Этот способ учета применяется как розничными торговыми точками, так и оптовыми организациями.

  1. Если цена товара снижена на сумму в пределах торговой наценки, отражать это в бухучете вообще не требуется.
  2. НАПРИМЕР. Магазин «Все для дома» закупил 10 партию скатертей (25 шт.) по цене 200 руб. за шт., выставив их в продажу по 350 руб. (с НДС). Было продано 20 скатертей по этой цене, остальные залежались в магазине. По итогам инвентаризации было принято решение уценить скатерти, поставив на них ценник 300 руб. Было продано еще 3 скатерти. Что должен записать в проводках бухгалтер магазина? Записи будут различными по времени.

    В месяце поставки партии скатертей:

    • дебет 41, кредит 60 – 5 000 руб . (25 шт. х 200 руб.) – оприходование партии скатертей;
    • дебет 50, кредит 90, субсчет «Выручка» – 7 000 руб. (350 руб. х 20 шт.) – выручка от продажи скатертей;
    • дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», кредит 41 – 4 000 руб. (200 руб. х 20 шт.) – списание себестоимости реализованных скатертей;
    • дебет 90 субсчет «НДС», кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начисление НДС по проданным товарам.

    В месяце продажи уцененных скатертей:

    • дебет 50, кредит 90, субсчет «Выручка» – 900 руб. (300 руб. х 3 шт.) – отражение выручки от продажи скатертей по новой цене;
    • дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж», кредит 41 – 600 руб. (200 руб. х 3 шт.) – списание покупной стоимости реализованных скатертей;
    • дебет 90 субсчет «НДС», кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начисление НДС по проданным товарам.
  3. Если сумма уценки больше, чем торговая наценка, изменять первоначальные учетные цены нельзя, иначе получится продажа в убыток. В этом случае у компании должен быть специальный резерв под уценку, который отражается в бухучете так: дебет 91 субсчет «Прочие расходы», кредит 14 – создание резерва под снижение стоимости товаров.

ВНИМАНИЕ! Данный резерв создается под каждую единицу товарных запасов по бухучету.

Потом суммы из резерва списываются по мере продажи товаров: дебет 14, кредит 91 «Прочие расходы».

Товары, учитываемые по продажным ценам

По цене продажи товары учитываются, как правило, при торговле в розницу, отдельно выделяя торговые надбавки.

  1. Если сумма уценки укладывается в лимит надбавки, бухгалтер должен сделать сторнирующую проводку: дебет 41, корреспонденция с кредитом счета 42 «Торговая наценка».
  2. НАПРИМЕР. Возьмем за основу предыдущий пример с магазином «Все для дома» и уцененными скатертями, изменив условия учета: пусть в магазине учет ведется по продажным, а не покупным ценам. В этом случае бухгалтерские проводки будут иметь следующий вид.

    В месяце поставки партии скатертей:

    • дебет 41, кредит 60 – 5 000 руб . (25 шт. х 200 руб.) – оприходование партии скатертей;
    • дебет 41, кредит 42 – 3 750 руб. ((350 руб./шт. – 200 руб./шт) х 25 шт.) – отражение торговой наценки на купленную партию скатертей;
    • дебет 50, кредит 90, субсчет «Выручка» – 7 000 руб. (350 руб. х 20 шт.) – выручка от продажи скатертей;
    • дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», кредит 41 – 7 000 руб. – списание скатертей по продажной стоимости;
    • дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж», кредит 42 – 3000 руб. ((350 руб. /шт. – 200 руб./шт.) х 20 шт.) – сторнирована торговая наценка по реализованным скатертям;
    • дебет 90 субсчет «НДС», кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начисление НДС по проданным товарам.

    В месяце продажи уцененных скатертей:

    • дебет 41, кредит 42 – 1000 руб. (350 руб./шт. – 300 руб./шт.) х 20 шт.) – сторнирована торговая наценка на оставшиеся для реализации уцененные скатерти;
    • дебет 50, кредит 90, субсчет «Выручка» – 900 руб. (300 руб. х 3 шт.) – отражение выручки от продажи скатертей по новой цене;
    • дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж», кредит 41 – 900 руб. (200 руб. х 3 шт.) – списание продажной стоимости реализованных скатертей;
    • дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж», кредит 42 – 300 руб. ((300 руб./шт. – 200 руб./шт.) х 3 шт.) – уменьшена (сторнирована торговая наценка на проданные уцененные скатерти.
    • дебет 90 субсчет «НДС», кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начисление НДС по проданным товарам.
  3. Если сумма снижения превышает торговую наценку, она проводится по дебету 91 «Прочие расходы», кредит 41.

ИТОГ. Если товары, хоть и были уценены, оказались проданы выше себестоимости, организация получает прибыль. Если уценка оказалась больше себестоимости, продажа получилась в убыток. Оба финансовых результат признаются в налоговом учет по итогам отчетного периода (п. 2 ст. 268 НК РФ).

ВАЖНО! Если отклонение цен превышает пятую часть от принятых на рынке, то при контроле могут быть доначислены дополнительные суммы налогов.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,055 | 32 | 7.26