Ведение учета в кредитных организациях

73

Кредитным организациям предоставлено право осуществлять основную деятельность при наличии лицензии. Одобрение и оформление лицензий находится в ведении Банка России. Ведение бухгалтерского учета в учреждениях кредитного направления работы организовывается на основе Положения Банка России от 27.02.2017 г. №579-П. Этим документом утверждены действующий План счетов и правила его применения. Вторым базисным нормативным документом является Закон от 02.12.1990 г. №395-1. В нем раскрываются требования к банковским структурам и их подразделениям, к кредитной деятельности, порядку ведения бухгалтерского учета.

Правила и особенности ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

Система бухгалтерского учета в банковских структурах направлена на упорядочение механизма сбора, обобщения и накопления информации об имуществе, всех типах обязательств и выгод в стоимостных измерителях. В ст. 40 Закона №395-1 за Банком России утвержден статус учреждения, наделенного полномочиями устанавливать и изменять стандарты учета в кредитных организациях, правила составления отчетности и применения Плана счетов.

Для банков предусмотрено формирование корреспонденций счетов на основе двойной записи. Для отражения операций используются номера счетов первого и второго порядка, третий уровень числовых обозначений представлен индивидуальным лицевым счетом. Все счета разделены на активные и пассивные, их признак указывается в Плане счетов.

В целях сохранения информации об осуществляемой деятельности банка и ее результатах все сведения, касающиеся имущественных активов организации, должны быть отражены в базе данных в электронном формате. Такая мера призвана создать условия для хранения ценной информации на протяжении 5 лет и более. Отсчет минимального периода сохранности сведений на носителях электронного типа ведется от дня ввода данных в базу. К накопленной информации должен быть обеспечен ежедневный доступ уполномоченных лиц.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для минимизации рисков утраты ценных сведений необходимо создавать резервные копии сформированных баз данных.

Резервные копии баз данных должны быть переданы на хранение Банку России, если возникла одна из ситуаций:

  • учреждению запрещено Банком России реализовывать отдельные операции;
  • банку запрещено открывать новые депозиты физическим лицам и работать со счетами клиентов из категории физических лиц;
  • угроза несостоятельности учреждения стала основанием для введения мер по предупреждению банкротства.

На все кредитные компании возлагается обязанность по учету требований денежного типа по соглашениям с такими условиями:

  • банк не выступает в роли кредитора;
  • у него есть обязательство получать деньги от должника и организовывать их перевод.

ВАЖНО! Ст. 42 Закона №395-1 устанавливает правила обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) разновидности отчетности кредитных структур. Аудиторские заключения составляются на основании порядка, озвученного Законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ.

Дополнительно к документу предъявляются требования по отражению четких ответов на ряд обязательных вопросов:

  1. Были ли выполнены в рассмотренном периоде обязательные нормативы, которые установлены Банком России?
  2. Соответствует ли система внутреннего контроля и схема управления рисками банка ключевым требованиям? В разрезе этого вопроса изучается иерархия подчиненности отделов по управлению рисками, применяемые методики риск-менеджмента и оценка степени их результативности.

СПРАВОЧНО! Готовое аудиторское заключение является дополнением к комплекту бухгалтерской отчетности и подается вместе с ней в Банк России при подведении итогов отчетного года.

Сроки сдачи отчетной документации и используемые формы регламентируются Банком России. При ведении бухгалтерского учета для банковских структур характерно отражение полного комплекса осуществленных операций в день их совершения. Корреспонденции, которые были сделаны в учете днем ранее, корректировке той датой не подлежат. Все изменения и исправления ошибок при помощи проводок должны реализовываться текущими датами.

Для банков характерно пользование правилом включения оплаченного НДС в состав расходов при выведении базы налогообложения по налогу на прибыль. Эта норма применяется вместо вычетов. НДС разрешено учитывать в затратах по категории ТМЦ только по мере выдачи материалов с мест хранения и их списания. Для основных средств открываются лицевые счета в разбивке по амортизационным группам.

Ежеквартально банковские организации готовят отчетность по прибылям и убыткам. Документ составляется в рублевом эквиваленте в тысячах. Балансовые формы заполняются в рублях с указанием копеек. Оборотные ведомости в разбивке по счетам оформляются за каждый квартал с приведением сумм с точностью до копейки.

План счетов, объекты учета

Объектами учета в сфере работы кредитных организаций признаются:

  • имущество;
  • обязательства учреждения;
  • хозяйственные операции.

Для правильного отражения всех итогов деятельности банки ежедневно должны составлять баланс. Его назначение – осуществление оперативного контроля, подведение итогов в краткосрочном периоде для внутренних пользователей и создание базы для анализа деятельности. Он составляется на основе счетов второго уровня. При выведении остатков по денежным ресурсам иностранная валюта должна переводиться в рубли.

План счетов структурно разбит на главы:

  1. Глава «А», в которой сосредоточены счета балансового типа (для фиксации действий с капиталом, имуществом, денежными средствами, расчетов с клиентами).
  2. В Главе «Б» систематизированы счета, используемые для отражения операций по доверительному управлению.
  3. Главой «В» закреплен перечень внебалансовых счетов.
  4. В Главе «Г» собраны счета, необходимые для учета имеющихся обязательств, возникших по производному финансовому инструменту при условии осуществления расчетов и поставок по договору на следующий день после заключения сделки или позже.

Активные виды счетов используются банками для учета наличности в кассах, отражения перемещений имущества, работы по выдаче кредитов, фиксации дебиторских долгов. Пассивными счетами показываются имеющиеся фонды организации, остатки средств по клиентским счетам, суммы открытых депозитов. Величину прибыли можно увидеть по итогам пассивных счетов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в Плане счетов напротив номера счета вместо признака «А» (так обозначаются активные счета) или «П» (указание на пассивный счет) стоит прочерк, то на конец дня по этому счету не может быть остаток.

Аналитика в банковских структурах ведется при помощи регистров на лицевых счетах, в разбивке по ведомостям остатков. Лицевые счета должны быть открыты для каждого вида средств или материальных ценностей, которые подлежат отражению в учете. Создаваемые лицевые счета обязательно регистрируются. Для этого можно использовать бумажные журналы или электронные базы данных. Для отражения ценностей надо по открываемым лицевым счетам указывать владельца средств и их предназначение.

В номерах лицевых счетов закладывается такая информация:

  • дата открытия;
  • отражение наименования клиента;
  • идентификация счета по названию и номеру;
  • реквизиты договора на открытие конкретного счета;
  • периодичность, с которой должны выдаваться выписки по данному счету;
  • дата, которой счет закрывается;
  • особые примечания.

Лицевые счета состоят из 20 символов. Они обозначают:

  1. Первое число отражает номер раздела.
  2. Второй и третий код предназначен для номеров счетов первого уровня.
  3. Четвертый и пятый символ отражают номера счетов второго уровня.
  4. С шестого по восьмой – кодировка используемой валюты.
  5. Девятым символом является обязательный защитный ключ.
  6. Следующие 4 символа отведены для обозначения номера банковского подразделения или филиальной структуры.
  7. Оставшиеся числа показывают порядковый номер, присваиваемый лицевому счету.

В приложении 3 Положения №579-П приведен список счетов, движение по которым должно проверяться с особой тщательностью. Для усиления контроля все проводимые операции с участием этих счетов дополнительно подтверждаются подписью работника, отвечающего за мониторинг этого сегмента учета. Такие обязательства могут быть возложены только на специалистов, занимающих старшие должности. Для делегирования полномочий конкретным работникам руководитель банка издает приказ.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,081 | 29 | 7.8