Как ведется бухгалтерский учет в страховании

90

Организации, предлагающие страховые услуги, обязаны вести бухучет. Деятельность их контролируется департаментом страхового рынка, существующим при ЦБ.

Первичная документация

Первичная документация – это бумаги, на основании которых ведется бухучет. Первичка для страховой организации:

  • Учредительные бумаги: устав, лицензия.
  • Договоры о страховании.
  • Бумаги, подтверждающие наступление случая (заявка, страховой акт).
  • Бумаги, подтверждающие покрытие убытков.
  • Регистры налогового учета.

Страховой компании нужно утвердить график документооборота и формы документов, которые необходимы для нужд бухучета.

Учет платежей по основным соглашениям со страхователями

Организация делает страховые выплаты при наступлении страховых случаев. Они могут касаться различных сфер:

  • Собственности (выплаты делаются на случаи краж, затоплений и прочего ущерба).
  • Медицины (выплаты на случай болезни).
  • Авто (платежи на случай угона авто).

Страховые выплаты формируются из совокупности всех поступлений от людей, заключивших с организацией страховое соглашение. Выплаты учитываются на счете 22. Сведения о них собираются в регистрах. Аналитический учет осуществляется в разрезе форм соглашений и страхователей. Сведения фиксируются в учете на дату наступления страхового права.

Учет премий

Страховые премии – это выплаты лица в адрес организации. Страховое соглашение вступает в силу или с даты, прописанной в нем, или с даты внесения первой премии.

Компенсация при наступлении страхслучая выплачивается только тогда, когда у лица нет задолженностей по премиям. Все суммы за прошедший период должны быть внесены.

Компенсация, уплачиваемая застрахованному лицу, может засчитываться в счет следующих страховых премий.

Рассмотрим пример. Застрахованному лицу начислено возмещение в размере 50 000 рублей. Были также подтверждены дополнительные траты, связанные со страховым случаем. Лицо решило направить половину из этой суммы в счет следующих платежей по страховке. В этом случае используются эти проводки:

  • ДТ22/1 КТ51. Выплата возмещения по страховке.
  • ДТ22/1 КТ51. Выплата дополнительных трат.
  • ДТ22/1 КТ77/1. Зачет части суммы возмещения в счет следующих страховых премий.

Законность всех выплат подтверждается первичкой.

Учет при перестраховании

Перестрахование – это передача обязательств по защите от рисков. Предполагается, что эти обязательства передаются от одной организации другой. То есть договор лицо заключает с одной организацией. Она будет считаться основным страхователем. Именно она несет ответственность перед клиентами. Она же принимает различные претензии, касающиеся страховки.

Если выполняется перестрахование, становятся актуальными эти проводки:

  • ДТ92/4 КТ77/4. Премия, направленная на перестрахование.
  • ДТ77/4 КТ91/1. Деньги, полученные от перестраховщика.
  • ДТ77/4 КТ77/6. Деньги, депонированные по соглашениям, направленным в перестрахование.

Соглашение о перестраховании – это отдельный договор. Перестраховщик делает выплаты только в размерах, установленных договором. Суммы больше лимита выплачиваются основным страховщиком.

Учет платежей по соглашениям о состраховании

Лицо может заключить страховые соглашения с несколькими организациями. В этом случае компании будут нести солидарную ответственность перед лицом при возникновении страхового случая. То есть каждая организация вносит определенную долю. Существует 2 варианта оформления соглашения:

  • Лицо заключает отдельные соглашения с каждой компанией. Расчеты осуществляются каждой организацией в отдельном порядке.
  • Все операции выполняются одной организацией, которая действует от лица других.

Если с соглашения заключены с каждой организацией отдельно, используются эти проводки:

  • ДТ77/1 КТ92/1. Начисление страховой премии.
  • ДТ51 КТ77/1. Внесение премии.
  • ДТ22/1 КТ77/1. Начисление выплаты при наступлении страхового случая.
  • ДТ77/1 КТ51. Перечисление выплаты.

Если расчеты ведутся одной организацией, учет осуществляет каждая страховая компания. В учете отражаются суммы, пропорциональные доле организации.

Учет страхования ответственности

Страхование ответственности предполагает компенсацию ущерба, нанесенного страховщиком третьему лицу. К примеру, человек получил страховку на случай затопления квартиры. А потом он затопил квартиру соседа. В этом случае страховая организация возмещает ущерб, нанесенный этому соседу. Рассмотрим другие распространенные случаи страхования ответственности:

  • Ущерб, нанесенный чужому ТС в ходе его эксплуатации.
  • Ущерб, нанесенный окружающей среде или людям в связи с потенциально опасной деятельностью.
  • Ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с выполнением адвокатской или медицинской деятельности.

Рассмотрим записи, выполняемые при страховании ответственности (пример):

  • ДТ22/1 КТ51. Выплата ущерба пострадавшему в автоаварии лицу.
  • ДТ91/2 КТ22/1. Выплата включена в структуру трат.
  • ДТ50 КТ91/1. Поступление денег от лица, признанного виновным в аварии.

К СВЕДЕНИЮ! Застраховать можно предпринимательские риски. В этом случае действие страхового соглашения оканчивается досрочно при завершении предпринимательской деятельности.

Учет страхования собственности и жизни

Лицо может застраховать свою собственность. Выплаты в этом случае он получит при порче или краже имущества. Страхование имущества может быть как добровольным, так и обязательным. Второе актуально при лизинге. Используются эти проводки:

  • ДТ77/1 КТ92/1. Начисленные премии.
  • ДТ50, 51 КТ77/1. Страховые поступления.

Обычно страхование жизни и имущества на счету 91 учитывается отдельно.

Особенности учета ДМС

ДМС – это один из видов личного страхования. Как правило, входит в «социальный пакет», предоставляемый работодателем. Взносы на ДМС включаются в расходы при наличии обстоятельств, оговоренных в подпункте 16 статьи 255 НК РФ. Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Соглашение ДМС подписывается на срок больше года.
  • У страховой организации есть лицензия на ведение страховой деятельности.
  • Фиксируются расходы не больше 6% от совокупности трат на оплату труда.

В бухучете траты на ДМС относятся к тому периоду, в котором они возникли. Платежи по страхованию фиксируются по ДТ счетов расходов (к примеру, счет 20, 26, 44). Компания может вносить страховые платежи за лиц, трудовые отношения с которыми не оформлены. Сопутствующие траты будут фиксироваться на ДТ 91. К нему открывается субсчет 02.

Особенности создания страховых резервов

Формирование страховых резервов – это мероприятие, считающееся обязательным для страховой компании. Обязательность создания таких резервов оговорена в статье 26 ФЗ №4015-1 «О страховом деле» от 27 ноября 1992 года. Последовательность формирования резервов оговорена в приказе Минфина №51 н от 11 июня 2002 года.

Рассмотрим последовательность формирования резервов:

  1. Установление нужного вида резерва. В этом помогут приказы Минфина 32н и 51н. Ориентироваться также нужно на локальные акты фирмы.
  2. Установление метода определения резерва.
  3. Определение резерва по каждому страховому соглашению.

Резерв нужен для того, чтобы у организации всегда была сумма средств, которая необходима при возникновении страхового случая.

ДЗЕН! А на нашем Дзен-канале ещё больше интересного! Обязательно перейди и подпишись.
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,075 | 34 | 8.89