Расчеты между организациями при помощи векселей происходят обычно в том случае, если договор, на основе которого строятся коммерческие отношения, предусматривает отсрочку платежа. Документ может использоваться в рамках исполнения любых договоров: договоров вексельного займа, договоров услуг, купли-продажи товарно-материальных ценностей, аренды и т.д.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта приема-передачи векселей .docСкачать образец акта приема-передачи векселей .doc
Что это такое вексель, какие преимущества и недостатки он имеет
Под термином «вексель» скрывается ценная долговая бумага, дающая право ее предъявителю требовать прописанную в ней сумму.
Сумма – это долг, который должен быть возвращен в течение определенного документом срока и там, где указано в самом векселе (как правило, в каком-то конкретном кредитном учреждении).
Всего существует несколько типов векселей:
- те, которые используются как долговое обязательство;
- те, которые используются как расчетное средство;
- те, что имеют статус инвестиционных денежных бумаг.
Основные преимущества векселя перед другими ценными бумагами – простота его выпуска и обращения. Есть только один момент, который необходимо учесть для выполнения условий договора при помощи векселя — предварительно заручиться согласием контрагента.
Вексель дает возможность сторонам производить расчеты без использования денежных средств, предоставляет право на отсрочку платежей; а в некоторых случаях позволяет минимизировать налогообложение.
Немаловажным плюсом является отсутствие после выпуска векселя штрафов и пеней по сделкам.
Наряду с этими бесспорными положительными моментами, векселя имеют и некоторые минусы:
- отсутствие реальной материальной обеспеченности векселя и гарантии на получение денежных средств;
- если дело дойдет до судебной инстанции, взыскание долга по вексельной бумаге может продолжаться в течение одного года и более.
Особенности передачи векселя
Для того, чтобы передать кому-либо собственный вексель, нужно
- указать в содержании векселя адресата — векселедержателя (т.е. того, кому этот вексель передается);
- чтобы документально зафиксировать факт передачи следует составить специальный акт.
Если вексель передается в порядке исполнения какого-либо договора, в акте следует дать на него ссылку (указав номер и дату заключения).
Помимо сведений, которые будут касаться непосредственно векселя, акт в обязательном порядке должен содержать реквизиты обеих сторон (сведения из регистрационных бумаг организации или паспортные данные физического лица) – без них документ не станет юридически значимым.
Акт допустимо составлять не только лично, но и действуя через представителя. Однако в этом случае надо, чтобы доверенный человек имел на руках нотариально заверенную доверенность, копию которой необходимо приложить к акту (отметив ее наличие в самом документе).
Следует отметить, что в некоторых случаях передача векселя происходит в присутствии свидетелей – информация о них также должна быть внесена в акт, а сам документ должен быть ими завизирован.
На что обратить внимание при составлении акта о приеме-передаче векселя
Стандартного унифицированного образца акта приема-передачи векселей, обязательного к применению, нет, так что составители документа могут формировать его исходя из собственного представления в свободном виде или, если в организации есть собственный разработанный и утвержденный должным образом образец документа – по его форме. Обратить внимание нужно только на то, чтобы бланк по своему составу отвечал закрепленным правилам делопроизводства, а по содержанию включал в себя некоторые неизменные данные.
Акт условно состоит из трех частей: «шапки», основного раздела и заключения (подписей).
Заполнение шапки и основной части акта
В «шапку» вписывается:
- наименование документа и коротко обозначается его смысл;
- место и дата его написания;
- если документ является приложением к договору, нужно дать ссылку на номер и дату заключения договора.
Затем по структуре идет основная часть. В нее надо вписать субъекты, между которыми формируется акт (названия организаций и ФИО ее представителей, ФИО ИП или гражданина РФ и данные из документов, удостоверяющих личность)
Сведения о векселях рекомендуется оформлять в виде таблицы, в которую вносятся:
- их номера;
- векселедатель (наименование организации, которая выпустила вексель);
- дата составления;
- срок погашения;
- процентная ставка;
- номинал и т.д.
Здесь также можно указать любую информацию, которую стороны считают нужным внести в данный документ.
Под таблицей подводится итог: прописывается общее количество передаваемых векселей и их общая номинальная стоимость (оба значения цифрами и прописью).
Подписи сторон
Последняя часть акта должна содержать подписи обеих сторон (только оригинальные — применение факсимильных автографов, т.е. отпечатанных при помощи различного рода клише в таких бумагах запрещается), а также печати, но только тогда, когда их использование закреплено в локальных нормативно-правовых документах предприятия (это касается как ИП, так и юридических лиц).
Тонкости оформления
Оформление акта, так же как и его текст, целиком и полностью отдается на откуп составителю. Документ можно делать в рукописном виде или набирать на компьютере, на фирменном бланке или на обыкновенном чистом листе бумаги.
Акт всегда составляется как минимум в двух экземплярах — по одному для каждой из заинтересованных сторон, но при необходимости можно сделать и их заверенные копии. В случаях, когда акт формируется между юридическими лицами, информацию о нем нужно внести в журнал учета документации.
Как и сколько времени хранить документ
Акт о приеме-передаче векселя должен храниться в отдельной папке (если он является приложением к договору, то вместе с ним), там, куда нет доступа посторонних лиц. Срок хранения устанавливается либо законодательством РФ, либо внутренними нормативно-правовыми бумагами организации.