Торговый представитель занимается продвижением товаров и отвечает за взаимодействие организации с клиентами. Он выявляет степень надежности поставщиков и следит за исполнением контрактных обязательств. За счет деятельности этого сотрудника предприятие получает сведения о состоянии рынка и актуальном спросе-предложении на поставляемую продукцию. Поскольку такие специалисты могут отвечать за разные рыночные области, каждому из них требуется должностная инструкция торгового представителя.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции торгового представителя .doc
Образец должностной инструкции торгового представителя
Общие положения
- Документ регламентирует следующие аспекты профессиональной деятельности торгового представителя: должностные функции и полномочия, условия работы, права и сфера ответственности.
- Принятие на должность и последующее увольнение торгового представителя осуществляется с помощью создания соответствующего распоряжения от имени руководителя предприятия. Данная процедура регулируется российским трудовым законодательством.
- Непосредственным начальником торгового представителя является супервайзер.
- При отсутствии торгового представителя (по причине командировок, болезни, отпуска), его задачи переходят сотруднику с соответствующим уровнем компетенции и необходимыми навыками – мерчандайзеру. Назначение замещения производится в соответствии с внутренними правилами предприятия.
К соискателю на должность торгового представителя предъявляются следующие требования:
- высшее (оконченное/неоконченное) или среднее специальное образование;
- наличие в/у категории В;
- владение навыками ведения переговоров;
- наличие опыта работы в торговой сфере от одного года.
Торговый представитель должен владеть следующей информацией:
- основы рыночной экономики, предпринимательской деятельности и сферы торговли;
- текущая конъюнктура рынка;
- классификация, характеристики и целевая направленность продаваемой продукции;
- стратегии ценообразования;
- основы менеджмента, микро- и макроэкономических процессов;
- принципы делового администрирования;
- способы проведения рекламных кампаний;
- основы торговли и управления;
- основы формирования и функционирования рынка;
- правила развития рынка и формирования спроса на продукцию;
- особенности конкретного сектора рынка;
- основы теории маркетинга;
- психологические особенности ведения продаж, принципы осуществления закупок и техники
- мотивации потребителей на приобретение продукции;
- внутренние распорядки на предприятии и правила по сохранению безопасности.
Торговый представитель должен обладать знаниями в области:
- этики ведения переговоров в деловом формате;
- правил создания деловых контактов;
- структуры управления организацией;
- актуальный форматов ведения отчетности;
- способов информационной обработки с применением актуальных коммуникационных средств и интернета;
- работы с персональным компьютером, программами Microsoft Office и офисной оргтехникой.
Должностные обязанности
К числу должностных обязанностей торгового представителя относятся следующие:
- Разработка методик представления интересов организации на выбранном рыночном секторе.
- Сбор сведений, которые дают общую характеристику принципам работы данного рыночного сектора (кривая спроса-предложения, ценообразование, политика конкурентов, потенциальные клиенты), прогнозирование путей развития рыночных секторов и оценивание перспектив этого прогресса.
- Планирование проведения встреч с текущими клиентами, проведение переговоров по сделкам формата купля-продажа, действие от лица предприятия при подписании договоров.
- Консультирование клиентуры и оказание квалифицированной помощи в оформлении спецификаций на продукцию, демонстрировании продукции и отправке сведений о спросе на интересующие товары.
- Осуществление сделок формата купля-продажа, контролирование выполнения обязательств по имеющимся договорам (транспортировка продукции, ведение расчетов и отчетностей, сохранение запаса товаров на должном уровне, проведение мерчандайзинговых мероприятий на объектах).
- Контролирование клиентов в вопросах выполнения обязательств по заключенным договорам (произведение оплаты в указанные сроки, приемка продукции), при выявлении нарушений – определение их причин и своевременное принятие мер по устранению неполадок.
- Выявление потенциальных потребителей и продавцов, изучение сферы их нужд, консультирование по техническим и потребительским свойствам продукции, организация презентации продукции для потребителей и проведение иной активности рекламно-информационного характера.
- Своевременное реагирование на претензии клиентов, касающиеся количества и качества поставок продукции в соответствии с договором.
- Поддержание базы данных о текущих клиентах и степени их деловой добросовестности: ведение адресов, размеров закупок и продаж, степень финансовой стабильности, наличие претензий к предприятию касательно договоров, перечень требований к продукции.
- Участие в создании маркетинговых стратегий и маркетинг-планов организации (по профильному рыночному сектору), участие в заседаниях, устраиваемых начальством компании для торговых представителей.
- Посещение активных и потенциальных торговых точек в подконтрольном районе.
- Заполнение отчетности о качестве и уровне дистрибьюции продукции и объемах продаж, прогнозирование дальнейших путей развития профильного рыночного сектора.
- Координирование действий подчиненных сотрудников, в число которых входят мерчандайзеры, промоутеры, водители и т.д.
Права
Торговый представитель наделен следующими полномочиями:
- Распоряжение ресурсами в финансовой и торгово-материальной сферах.
- Подписание и заверение бумаг, которые затрагивают сферу компетенции.
- Ознакомление с документами, которые определяют права и обязанности сотрудника, а также способы оценки выполнения профессиональных обязанностей.
- Направление запросов начальству компании и прочим сотрудникам на предоставление сведений, требуемых для выполнения торговым представителем своих профессиональных обязанностей.
- Требование помощи от начальства в организации создания должной организационно-технической среды и создания документации, нужной для выполнения профессиональных обязанностей.
- Оповещение непосредственного начальства о недочетах проделанной работы и предложении способов их предотвращения в будущем.
- Внесение инициатив по оптимизации рабочих процессов, подконтрольных сотруднику.
Ответственность
К действиям, которые повлекут за собой ответственность торгового представителя относятся следующие:
- Некорректное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей, которые предусматриваются данным документом – в рамках действия российского трудового законодательства.
- Осуществление правонарушений в процессе выполнения рабочих обязательств.
- Непредусмотренные траты выделяемых организацией средств.
- Разглашение сведений об организации, носящих конфиденциальный статус.
- Игнорирование требований и приказов, исходящих как от непосредственных начальников, так и от руководства компании.
- Некорректное ведение отчетности, в т.ч. занесение в документацию заведомо искаженной информации.
- Неоднократное превышение должностных полномочий.
Порядок составления должностной инструкции
Должностная инструкция не имеет жестких требований к оформлению. Предприятия оформляют ее в соответствии с внутренними стандартами. Поэтому сотрудники, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут обладать разными задачи и областью компетенции. Несмотря на уникальность инструкций, их составители придерживаются общего плана. План включает четыре основных раздела:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
Этот минимальный список позволяет дать сотруднику исчерпывающее представление о том, чего от него ожидает руководство. При желании, к нему можно добавлять дополнительные разделы – если требуется уточнение прочих условий. К примеру, в некоторые инструкции включаются главы, которые касаются взаимодействия работника с подчиненными.
Ознакомление с должностной инструкцией
Каждый сотрудник организации должен обладать инструкцией – в единственном экземпляре. Если в компании значится несколько работников, которые выполняют схожие функции, документ копируется и выдается каждому из них. Доказательством того, что сотрудник прочел инструкцию и усвоил информацию, является поставленная в ней подпись. Кроме того, инструкция подписывается двумя другими лицами:
- сотрудником, отвечающим за составление должностных инструкций и ознакомление с ними штата;
- руководителем организации.
При наличии всех трех подписей документ обретает юридическую силу и может использоваться в судебных разбирательствах (если есть необходимость).
Структура должностной инструкции
Верхняя часть первой страницы документа отводится руководителю организации. В ней содержатся сведения о его должности, ФИО, наименовании компании и подписи. По центру документа располагается название.
Общие положения
Общие положения открывают инструкцию и дают общие сведения о должности:
- категория, к которой относится должность торгового представителя;
- приказ, на основании которого торговый представитель был принят на должность;
- сотрудники, находящиеся в подчинении у торгового представителя и его непосредственные начальники;
- требования к квалификации: если допускаются разные варианты квалификации (к примеру – высшее образование или среднее специальные) – прописываются все возможные;
- нормативные и законодательные акты, которые сотрудник усваивает перед переходом к работе: к ним относится трудовое, гражданское, административное законодательство и т.д.;
- стандарты оформления документов и правила ведения отчетности;
- правила техники безопасности, принятые в организации.
При указании сотрудников, которые уполномочены замещать торгового представителя, указываются не имена конкретных работников, а занимаемые ими должности.
Должностные обязанности
Должностные обязанности отображают спектр задач, выполнение которых отводится торговому представителю. Задачи могут варьироваться – в зависимости от торговой сферы предприятия. К примеру, инструкции торговых представителей продуктовой и косметической областей отличаются между собой. Эти отличия необходимо учитывать – в противном случае в процессе работы возникнут проблемы при взаимодействии сотрудников.
Права
Полномочия торгового представителя распространяются на несколько сфер:
- распоряжение материальными ресурсами;
- организация деятельности подчиненных сотрудников;
- оповещение начальства об ошибках, возникших в процессе работы;
- требование от руководства предоставления условий работы, необходимых для корректного выполнения должностных обязанностей;
- участие в собраниях, темы которых входят в компетенцию торгового представителя.
В правах расписывается характер взаимодействия сотрудника с прочими подразделениями организации – если такое взаимодействие имеет место.
Ответственность
Сфера ответственности определяет те поступки, за которые торговый представитель столкнется с наказанием. Существуют разные градации наказания – от выговора до судебного разбирательства. Степень серьезности наказания зависит от степени ущерба, который неправомерные действия работника причинили компании. Среди действий, которые приводят к наступлению ответственности для торгового представителя относятся:
- нецелевой расход ресурсов;
- неподчинение начальству;
- причинение материального ущерба организации.
Заключительная часть
В завершении должностной инструкции помещаются данные сотрудника, которому документ предназначается. Приводятся следующие сведения:
- ФИО торгового представителя;
- паспортные данные;
- наименование организации;
- подпись;
- дата ознакомления с инструкцией.
Печать предприятия на должностной инструкции не ставится.