На предприятиях, где в каких-либо приборах или механизмах присутствуют драгметаллы, проводится их обязательная инвентаризация. Ее задача — установить, что указанные объекты есть в наличии и их количество по данным бухучета соответствует фактическому. Это правило закреплено законодательно. По результатам процедуры специальная комиссия заполняет инвентаризационную опись по форме ИНВ-8а. Расскажем о тонкостях работы с этим документом.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк инвентаризационной описи драгоценных металлов по форме ИНВ-8а .xlsСкачать образец инвентаризационной описи драгоценных металлов по форме ИНВ-8а .xls
Что говорит закон
Драгоценными металлами считаются золото, серебро, платина, а также металлы платиновой группы (сюда относятся палладий, рутений, осмий и т.д.). Об этом говорится в ФЗ №41 от 26.03.1998 г. «О драгметаллах и драгкамнях». Все предприятия, которые работают с ними, должны проводить обязательную ежегодную инвентаризацию. Такое правило прописано в Постановлении Правительства №731 от 28.09.2000 г. Документ утверждает правила хранения и учета драгметаллов, камней и т.д. на предприятиях.
Для фиксации результатов такой проверки применяют бланк ИНВ-8а (полное название которого — инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях). Он был введен в работу Постановлением Госкомстата №88 от 18.08.1998 г. Обязательной форма оставалась до конца 2012 года. С начала 2013 года ИНВ-8а была отменена как обязательная и переведена в разряд рекомендованных к работе форм.
Таким образом, у компаний есть выбор: использовать собственно разработанные бланки или унифицированные. Любое решение отражают в учетной политике.
Как ясно из названия документа, он разработан для проверки тех драгметаллов, которые содержатся в каком-либо оборудовании, приборах, деталях.
Важно! Существует также форма ИНВ-8. Она создана для инвентаризации драгметаллов и изделий из них. Бланки не нужно путать!
Порядок инвентаризации и коротко о комиссии
Правила осуществления процедуры прописаны в приказе Минфина РФ №231н от 09.12.2016 г. Первым делом создается комиссия приказом руководства, в нем также указывают сроки и алгоритм проведения. Комиссия обычно состоит из 3-4 человек, однако если предприятие большое и имеет большое количество объектов с проверяемыми приборами, то количество членов комиссии можно увеличить.
Важно! В список членов комиссии материально ответственных лиц (далее — МОЛ) не включают.
Комиссии для процедуры выделяют отдельное помещение, куда должен быть запрещен доступ не входящим в ее состав сотрудникам. Фактическое наличие драгметаллов рассчитывается путем подсчета, обвешивания, анализа проб.
Все полученные сведения фиксируются в инвентаризационной описи. Бумагу обязаны подписать все члены комиссии и МОЛ.
Инвентаризацию проводят на предприятии 1 раз в год — в конце. Также возможны и такие ситуации, которые могут стать причиной проведения процедуры не по плану:
- различные чрезвычайные ситуации (пожары, наводнения, землетрясения, аварии и т.д.);
- сменилось МОЛ;
- порча имущества, содержащего драгметаллы;
- кража объектов на предприятии.
Инвентаризация поможет выявить недостачи или излишки, которые впоследствии списывают или подвергают оприходованию.
Заполняем форму ИНВ-8а
Форма состоит из 4 страниц, вторая и третья одинаковые. Обе они используются при большом количестве объектов. Также можно добавить листы страницы при необходимости. Их печатают по образцу второй или третьей страницы в формате А4.
Первая страница
Традиционно в начале документа располагается шапка. В нее вносят такие сведения, как:
- название хозяйствующего субъекта, структурного подразделения, где проходит инвентаризация;
- коды ОКПО и ОКВЭД;
- номер и дата создания документа, по которому и осуществляется инвентаризация;
- номер и дата заполнения описи.
Затем идет текст расписки в том, что МОЛ сдало все бумаги по материальным ценностям и сами объекты в бухгалтерию. Потом ставит свою подпись.
В конце ставят дату инвентаризации и переходят к заполнению второй страницы.
Вторая и третья страницы
Здесь располагается таблица, в ней указывают информацию о проверяемом имуществе:
- Порядковый номер записи в описи.
- Название и код объекта.
- Название единицы измерения и ее код по ОКЕИ.
- Год выпуска или изготовления объекта.
- Номера: инвентарный, заводской, паспорта.
- Данные о массе по данным учета и фактически. В граммах.
- Предполагаемый срок списания.
В конце таблицы указывают итоговые данные о массе по всем объектам. После этого пишут прописью общее число порядковых номеров, единиц фактически и массу по каждому из металлов по странице.
Заполняем четвертую страницу
В начале подводят итоги по акту в целом: общее число порядковых номеров, единиц фактически и массу по каждому из металлов. Далее ставят свои подписи все члены комиссии. После этого МОЛ расписывается в том, что все объекты осмотрены в его присутствии и претензий к проверяющим он не имеет.
В конце ставит дату и свою подпись сотрудник, проверивший правильность расчетов в описи. Обычно это бухгалтер.
Это нужно знать!
- Следует заполнять два экземпляра описи: для МОЛ и для бухгалтера.
- Бланк заполняют с помощью компьютера или от руки, ошибки и помарки нежелательны.
- Все фактические ошибки исправляют только при уведомлении комиссии и МОЛ.
- Подписать опись должны все члены комиссии. Если не будет хватать хотя бы одной подписи, то документ признают недействительным.