Акт о расходе товаров по партиям по форме МХ-12 используется в компаниях, выбравших партионный метод складского учета, в том случае, если была израсходована каждая партия товара и при этом не было выявлено расхождений в данных по поступлению и расходованию товаров по партии. О тонкостях заполнения и работы с формой расскажем в публикации.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о расходе товаров по партиям по форме МХ-12 .xlsСкачать образец акта о расходе товаров по партиям по форме МХ-12 .xls
Что считать партией товара
От того, какой способ складского учета выберет компания, зависит перечень первичных складских документов, с которыми она будет работать. Партионный метод ведения учета описан в п. 242 Методических указаний по бухучету МПЗ №119н от 28 декабря 2001 года.
Под партией товара подразумевают:
- ТМЦ однородного типа, которые прибыли в место хранения по единому транспортному документу;
- товары, которые прибыли одним видом транспорта, без привязки к одному транспортному сопроводительному документу;
- товары одной номенклатуры, прибывшие в место хранения по нескольким транспортным бумагам от одного поставщика, и к тому же не было выявлено никаких расхождений по показателям (количеству, наименованиям).
Работать с бумагами и товаром при таком виде складского учета нужно следующим образом:
- Когда партия поступает в место хранения, кладовщик или другой ответственный работник должен зарегистрировать ее в журнале поступивших ТМЦ. Партии во время регистрации присваивают номер, который будет отмечаться во всех документах (приходных и расходных).
- На каждую партию товара заводят два экземпляра партионной карты по форме МХ-10 (1 — для склада, 2 — для бухгалтерии). Ее назначение — хранить сведения о приходе и отпуске ТМЦ в пределах этой партии.
- Когда партия окончательно будет отпущена, партионную карту закрывают. Специальная комиссия формирует акт о расходе товара по партиям. Если расхождений в показателях по приходу и расходу ТМЦ в партии не было, то берут форму МХ-12. При выявленных комиссией расхождениях используют акт по форме МХ-11.
К сведению! Цель составления данного акта — подтвердить, что отклонений в расхождении показателей по поступлению и расходованию нет.
О форме МХ-12 и о том, кто ее заполняет
Данная форма была утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 года №66. С 2013 года форма перестала быть обязательной, поэтому компании могут работать и с бланками, разработанными самостоятельно. При создании таковых нужно помнить об обязательных реквизитах первичного учетного документа. Их список доступен в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ «О бухучете».
Свое решение работать с теми или иными формами компания должна зафиксировать в своей учетной политике приказом руководства.
Акт заполняет специальная комиссия. В ее состав могут входить такие работники, как заведующий складом, руководители отделов, бухгалтеры. На документе обязательно должны стоять подписи всех членов комиссии, иначе он будет считаться недействительным.
Заполняем МХ-12
Заполнять форму акта можно от руки либо с помощью компьютера. Также документ можно сформировать, используя специальные бухгалтерские программы.
В шапке документа указывают такие сведения:
- Название организации и ее структурного подразделения.
- Код ОКПО.
- Код вида деятельности хозяйствующего субъекта.
- Номер склада или камеры хранения.
- Вид операции.
- Номер акта и дату его составления.
Далее заполняют таблицу, которая включает в себя следующие графы:
- Номер приемного акта.
- Дата его составления.
- Номер партии товара.
- Дата последнего отпуска товара из этой партии.
- Название продукта или товара и его код.
- Название единицы измерения и ее код по ОКЕИ.
- Количество товара (мест, штук).
- Масса брутто и нетто.
- Примечание, дополнительные сведения.
После заполнения таблицы и проверки всех данных расписываются члены комиссии с указанием расшифровок подписей и должностей. Затем акт передают в бухгалтерию, где его проверяет бухгалтер и расписывается в этом. Также необходимо поставить дату проверки документа.
Что важно помнить
- Бумагу составляют в двух экземплярах. Один — для бухгалтерии (его передают вместе с партионной картой), другой остается у материально ответственного лица.
- Хранить документ в организации требуется в течение 5 лет.
- Если необходимо исправить фактическую ошибку в акте, то нужно применять стандартный алгоритм. Аккуратно зачеркивают фрагмент с ошибкой, сверху или рядом располагают правильный вариант и визируют исправления. Для этого пишут: «Исправленному верить», затем ставят подпись и дату.