Профессиональный стандарт санитарки требуется для документирования квалификационных параметров, спектра должностных обязанностей, а также при изменении имеющейся трудовой документации: штатного расписания, трудовых договоров или должностных инструкций. Профстандарты были введены в действие ФЗ-122, утвержденным в 2015 году, а с 2020 года они обязательны для использования в компаниях, контролируемых государством, и бюджетных учреждениях. В частном секторе их использование не носит обязательный характер, но их все равно рекомендуется внедрять для минимизации рисков конфликтов с контролирующими организациями.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта санитарки .doc
Параметры применения профстандарта
Законодательство обязует применять профстандарты в двух ситуациях:
- Если больше 50% организации контролируется государством или муниципальными властями — сюда входят как бюджетные организации, так и квазигосударственные компании (постановление Правительства от 27.06.16 №584).
- В случае присутствия для конкретной должности в Трудовом кодексе и иных законодательных актах требований к квалификации (статья 195.3 ТК).
В иных ситуациях они используются на рекомендательной основе. В бизнес-секторе профстандарты позволяют достичь следующих целей:
- Снизить риски при проверках трудовой документации, проводимых ПФР, Рострудом и другими государственными контролерами.
- Установить основы для прохождения сотрудниками дополнительного профильного обучения.
- Определить квалификационные параметры, владение которыми обязательно для претендентов на позицию.
- Изменить действующую трудовую документацию (должностные инструкции, договора и пр.).
- Внести изменения в структуру организации и спектр выполняемых работниками функций.
- Определить новые параметры зарплат, если в организации используется тарифный способ оплаты работ.
- Урегулировать трудовые конфликты как внутри организации, так и в суде.
Наряду с профстандартами могут использоваться подходящие разделы квалификационных справочников (ЕКС или ЕТКС), причем если между ними обнаруживаются противоречия, то, какой документ применять, выбирает сам наниматель.
Внимание! Если профстандарт обязателен к применению, но организация его не использует по каким-то причинам, то работодателя могут привлечь к ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ.
Структура документа
Для определения должностных параметров санитарки используется профстандарт 02.003, утверждённый Минтрудом 12.01.2016 года. В нем определены квалификационные характеристики младшего медицинского персонала, в том числе и санитарки. Этот документ состоит из четырех разделов.
В первой части перечислены цели деятельности, группы занятий (по ОКЗ — классификатору занятий) и виды экономической деятельности по ОКВЭД.
Вторая часть дает общую характеристику профильных функций санитарки: уход за пациентами и поддержание в порядке палат и других больничных помещений. Тут же даны уровни и подуровни квалификации.
Третий раздел подробно описывает трудовые функции. В его первой части даны требования по обобщенной трудовой функции, гарантирующие её качественное выполнение. Они касаются опыта, образования и особых параметров допуска. Так, для санитарки обязательным является прохождение медосмотров. Далее каждая обобщенная функция разбивается на конкретные трудовые действия и необходимые для них знания и умения.
Заключительная часть включает список профильных организаций, которые разрабатывали документ.
Внимание! Профстандарт не включает ряд важнейших должностных параметров. В нем отсутствуют полномочия сотрудника, критерии его ответственности за нарушения, правила должностного распорядка и прочие аспекты. Для конкретизации этих положений нужно использовать должностные инструкции и иные трудовые документы.
Как внедрить профстандарт в практику
Для грамотного использования профстандартов необходимо проделать ряд шагов:
- Рассмотреть профессиональную деятельность организации-работодателя с помощью кодов ОКВЭД, данных в учредительной документации.
- Проанализировать спектр деятельности сотрудников с целью определения, насколько названия их должностей соответствуют трудовым обязанностям.
- Подобрать подходящие для профилей организации и работников профстандарты.
- Проверить соответствие имеющейся трудовой документации положениям профстандартов. Это касается трудовых договоров, должностных инструкций и штатного расписания.
- Внести необходимые изменения в документы, приведя их к положениям профстандартов.
Для качественного выполнения этих действий можно сначала утвердить регламент, определяющий их основные параметры: сроки, ответственных и прочие моменты. После выполнения этих шагов организация-работодатель сможет:
- Переименовывать позиции на базе статьи 57 ТК, а также внедрять новые должности.
- Требовать от действующих сотрудников принять меры по повышению их профильной квалификации.
- Юридически грамотно отказывать претендентам на должность с несоответствующей квалификацией.
- Освобождать сотрудников от непрофильных обязанностей.
Внимание! Пока нет возможности использовать профстандарты для увольнения действующего работника с недостаточной квалификацией: ТК РФ не предусматривает этого варианта. Выходом может стать перевод работника на другую позицию по ст. 72.1 ТК.