Учет и варианты перехода права собственности при грузоперевозках

4075
Ведущая рубрики
Балаклицкая Елена Николаевна
Главный бухгалтер со стажем работы более 15 лет
Ведущая рубрики «Говорит бухгалтер»

Перевозка – трудоемкий, но прибыльный бизнес за счет постоянной востребованности услуг. Он подходит предпринимателям – работать можно индивидуально без найма сотрудников, правда и отвечать за сохранность груза ИП придется всем имуществом.

Выбирая систему налогообложения, учитывайте следующее:

  • УСН «доходы минус расходы». Плюсы: налог платится с разницы, поэтому, если уровень затрат большой, это выгодно. По НК ставка 15%, но местным законодательством может устанавливаться и более низкая. При наличии работников затраты на оплату труда, взносы и иные подобные включаются в расчет налогооблагаемой базы. Минусы: расходы нужно обосновывать и подтверждать, требуется вести учет затрат, при больших оборотах нанимать бухгалтера, чего можно избежать при применении патента.

Обратите внимание! Вместо других режимов применение ОСНО обязательно, когда некоторые показатели превышают предельные значения (выручка, количество работников, стоимость основных средств и т.п.).

  • Патент. Применяется только ИП, стоимость патента фиксирована и не зависит от дохода, а для расчета используется почти физпоказатель – количество транспортных средств. Отрицательная сторона – патент не всегда оказывается выгодным, к тому же рассчитанный платеж нельзя уменьшить на взносы, как при УСН.
  • УСН «доходы». Удобство режима в том, что не нужно заморачиваться с расходами – налог удерживается от фактически полученных доходов. Часто выбирают предприниматели – ведение учета простое, а декларация подается только раз в год.
  • Самозанятость (налог на профессиональный доход, НПД). Закон о самозанятых не дает конкретного списка видов деятельности, только устанавливает ограничения, исходя из которых применять НПД для грузоперевозок, совершаемых ИП или физлицом, можно. Плюсы: ставка налога низкая (4% — при работе с физическими и 6% — с юридическими лицами), не требуется покупать кассу, чеки заказчикам пересылаются с помощью приложения, нет отчетов. Минусы – отсутствие обязательных взносов в ПФР и, как следствие, стажа для будущей пенсии, но можно уплачивать взносы добровольно. Нанимать сотрудников нельзя.
  • ОСНО. Не пользуется популярностью общая система у предпринимателей, чаще ее выбирают организации. Высокие налоги, большое количество отчетности и НДС не способствуют желанию применять ОСНО, зато можно привлечь крупных заказчиков, которые постоянно пользуются услугами по перевозке и хотят получать вычет по НДС. Есть смысл применять ОСНО, если присутствуют облагаемые НДС расходы.

Помимо основных налогов, если предприниматель или организация владеют автомобилями, а не берут их в аренду, придется заплатить транспортный налог (ТН). Физические лица, независимо от статуса, платят ТН на основании уведомлений из ФНС, а организации рассчитывают самостоятельно. Ранее необходимо было раз в год подавать декларацию, но начиная с налогового периода 2020-го года эта обязанность отменена (см. п. 9 ст. 3 закона № 63-ФЗ от 15.04.19).

Важно! Авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются поквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, а за налоговый период (год) не позднее 1 марта следующего года.

Законодательная база

Гражданский кодекс различает договор о перевозке (глава 40) и договор транспортной экспедиции (глава 41). Если под первым понимаются непосредственно услуги перевозки, то второй определяет более широкий круг услуг, экспедитор может быть и просто посредником, организовывающим транспортировку.

Транспортную деятельность регулирует не только ГК, но и ряд других документов:

  1. Федеральные законы:
  2. Постановления Правительства:

Соответственно, в зависимости от того, каким транспортом осуществляется доставка, могут применяться и другие (отраслевые) законодательные акты.

Бухгалтерский и налоговый учет

Если говорить о перевозках, как о самостоятельном виде деятельности, то это обычная услуга и отражается проводками:

  • Дебет 62 Кредит 90.1 – выручка.
  • Дебет 90.3 Кредит 68 – НДС по операции.
  • Дебет 51 (50) Кредит 62 – получена оплата от заказчика.
  • Дебет 20 (26, 44) Кредит 10 (60, 76, 69, 70) – учтены расходы транспортной компании на оказанные услуги.
  • Дебет 90.2 Кредит 20 (26, 44) – отражена себестоимость услуг.

Груз, полученный для перевозки, отражается на забалансовом счете 002 (можно создать собственный забалансовый счет с другим номером специально для принятия к транспортировке). По дебету, когда принимается на хранение и кредиту, когда передается получателю.

Обратите внимание! Покупатель и получатель не всегда одно и то же лицо. Получателем может быть филиал заказчика (внутреннее перемещение), посредник (другой экспедитор), доверенное лицо (представитель покупателя) и т.д. То же самое с отправителем и поставщиком.

Перевозчик может оказывать дополнительные услуги, если они указаны в договоре:

  1. Страхование. Страхует груз по поручению заказчика, как посредник обращается в страховую компанию, а потом получает возмещение и вознаграждение за посредничество.
    Проводки с точки зрения перевозчика (агента):

    • Дебет 76.1 Кредит 51 – перечислена страховая премия.
    • Дебет 76.6 (пример субсчета в программе 1С, у вас может быть другой) Кредит 76.1 – затраты на страховку отражены на счете учета расчетов с заказчиком (принципалом).
    • Дебет 51 Кредит 76.6 – поступила оплата от принципала, в качестве возмещения страхования.
    • Дебет 76.9 Кредит 90.1 (91.1) – начислено агентское вознаграждение.
    • Дебет 90.3 Кредит 68 — НДС с вознаграждения.
    • Дебет 51 Кредит 76.9 – поступило вознаграждение на р/с (может отражаться и на счете 76.6 в зависимости от учетной политики и рабочего плана счетов).
  2. Экспедиция. Экспедиторские услуги могут быть основными (т.е. оказываются в комплексе транспортно-экспедиторской деятельности) или являются отдельным самостоятельным видом. Отражаются на счете 90.1 или 91.1.
  3. Погрузка-разгрузка. Обычно входит в состав основной услуги, но если груз крупногабаритный или имеет большой вес, то при работах используется спецтехника транспортной компании. В учете отражается аналогично экспедиции.
  4. Упаковка. Также может учитываться в стоимости услуги, но для большей сохранности заказчик вправе согласовать особый способ упаковки или тары. Например, разместить коробки на поддоне или вместо мягкого использовать жесткий (плотный) упаковочный материал.

Расходы у заказчика учитываются в зависимости от груза, его назначения, компенсирования непосредственным покупателем или получателем, длительности транспортировки и т.д.

К примеру, если доставляется основное средств, то затраты на его перевозку войдут в первоначальную стоимость. Страховка учитывается разом или частями помесячно, если срок страхования превышает один месяц.

В налоговом учете по налогу на прибыль расходы на страхование отражаются с учетом статьи 263 НК. По УСН можно учесть только обязательное страхование пп. 7 п. 1 статьи 346.16 НК РФ, при добровольном включить их в уменьшение налогооблагаемой базы не получится.

Аренда автомобилей. Наем водителей с авто

Для оказания услуг необязательно иметь автопарк, можно заключать договора с другими организациями, ИП, самозанятыми и даже физическими лицами.

При аренде есть два варианта: с экипажем и без. Если машина нанимается у организации, ИП или плательщика НПД, то независимо от того, какой заключен договор, выплаты учитываются как обычная оплата услуг или работ. Если арендодатель – физическое лицо, то с оплаты удерживается НДФЛ. При договоре с экипажем общая сумма разделяется на две части:

  • непосредственно аренда, удерживается только 13% НДФЛ.
  • оплата за услуги вождения (экипаж) – 13% НДФЛ + взносы как по другим договорам ГПХ (ПФР и ОМС).

Стоимость ГСМ, страхования (ОСАГО, КАСКО), ремонта обговаривается в договоре. Как правило, договорная цена уже их учитывает, исключение – ГСМ, которые арендатор приобретает самостоятельно. Для учета бензина, дизтоплива или газа потребуется вести путевые листы. Расход топлива ведется обычно из расчета норматива и сверх нормы.

Норматив рассчитывается несколькими способами:

  1. Берется из официального руководства по эксплуатации, паспорта автомобиля
  2. Запрашиваются рекомендации производителя или дилера (если данные отсутствуют в технической документации).
  3. Считаются самостоятельно практическим путем – замеряется фактический расход топлива в различных условиях.

Для более точного расчета устанавливаются уменьшающие или добавочные коэффициенты в зависимости от дорожных, погодных условий и местных особенностей. К примеру: поездка в дождь, зимний период (скользкая дорога), по гористой местности (серпантин), бездорожью и т.д.

Система Платон

Для автомобилей максимальной грузоподъемностью свыше 12 тонн действует особый порядок платы за проезд по дорогам в качестве возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию.

Для начала нужно зарегистрироваться в системе. Это можно сделать в Центре информационной поддержки (http://platon.ru/ru/about/service_centre/) (ЦИП), в специальном терминале или на интернет-сайте http://platon.ru/ru/.

Для регистрации в ЦИП понадобятся:

  • Для физического лица или ИП. Документ, удостоверяющий личность владельца и адрес его регистрации, копия свидетельства о регистрации транспортного средства. ИП дополнительно – копии свидетельств о регистрации в качестве ИП и о постановке на учет (ИНН).
  • Для юридического лица (зарегистрированного в РФ). Копии свидетельств о регистрации в ЕГРЮЛ и ИНН, транспортного средства.

Для регистрации через сайт нужны данные из тех же документов, просто заполнить все придется самостоятельно. Дополнительно определитесь с контактным номером телефона и электронной почтой.

После регистрации пользователь получает логин и пароль для доступа в личный кабинет. Для работы понадобится установить в автомобиле специальное бортовое устройство (предоставляется оператором системы по договору безвозмездного пользования), передающее данные через спутник или приобретать маршрутные карты.

На счет в личном кабинете вносится предоплата, которая автоматически списывается в зависимости от количества пройденных километров по федеральным трассам. Сведения поступают в систему через ГЛОНАСС / GPS.

Товарно-транспортная накладная

При перевозке используется накладная формы 1-Т, товарно-транспортная накладная, сокращенно ТТН. Она оформляется на каждую партию и отражает несколько видов информации. В том числе по участникам процесса: грузоотправителю, грузополучателю и плательщику.

В состав накладной входят три основные части:

  • Товарный раздел, где указывается информация о грузе, номенклатуре, стоимости, единицах измерения, массе и т.п., делается отметка о принятии к перевозке, ставятся подписи ответственных лиц отправителя.
  • Транспортный раздел, отражающий сведения о транспортной компании и особенностях груза (класс, упаковка, сопроводительные документы), водителе и автомобиле.
  • Таблица погрузочно-разгрузочных операций. Использование специальных механизмов, время работы и простоя и т.д.

ТТН является одним из документов, обосновывающих затраты на доставку, для перевозчика это подтверждение исполнения обязательств (и обоснование расчета стоимости работ, если, например, погрузка рассчитывается по почасовому тарифу).

Более подробно о заполнении ТТН вы можете прочитать на странице формы и в материале «Какова разница между ТТН и ТН».

Переход права собственности

По гражданскому кодексу «по умолчанию» риск случайной гибели или повреждения переходит к покупателю, когда продавец исполнил свою обязанность и передал ему товар. Соответственно, переданным считается товар врученный покупателю или его представителю см. статью 458 ГК РФ.

Риски покупатель несет самостоятельно, только если продавец, отправляя товар и передавая его первому по счету перевозчику, не знал об утрате или повреждении. В противном случае покупатель вправе признать через суд недействительность передачи рисков (п.2 статьи 459 ГК).

Если условия доставки не указаны в договоре и момент перехода права собственности не определен как-то по-другому, то обязанность продавца считается исполненной при передаче товара перевозчику.

Для международных грузоперевозок действуют особые правила, называемые Инкотермс. В 2020-м году действует редакция Инкотермс-2020. Если владеете английским (или пользуетесь автопереводчиком страниц), можете ознакомиться с первоисточником на сайте Международной торговой палаты (https://iccwbo.org/resources-for-business/incoterms-rules/incoterms-2020/). Документом устанавливают стандартные правила несения рисков и расходов на груз. Рекомендуется на тот же момент ориентировать переход права собственности.

Кстати! «Франко» – термин, означающий место, после доставки в котором ответственность и расходы по доставке переходят от поставщика (продавца) к покупателю.

В частности выделено несколько сочетаний:

  • EXW (ExWorks, Франко-завод). Продавец подготавливает товар к передаче в месте, таком как завод или склад и не отвечает за дальнейшую транспортировку, таможенное оформление и т.д.
  • FCA (FreeCarrier, Франко-перевозчик). Здесь существует два варианта перехода рисков и расходов – если отгрузка происходит в месте, принадлежащем продавцу (тот же склад), то в момент выгрузки в транспорт, предоставленный (организованный) покупателем. Либо при достижении указанного покупателем места для передачи перевозчику или уполномоченному лицу.
  • CPT (Carriage Paid To, Перевозка оплачена до…). Место передачи определяется контрактом, причем, до того как товар поступит туда, все риски несет продавец.
  • CIP (Carriage and Insurance Paid to, Перевозка и страхование оплачены до…). Почти то же, что в предыдущем пункте, только добавляется еще страхование.
  • DAP (Delivered At Place, Доставка до места назначения). Продавец предает товар в распоряжение покупателя в месте, оговоренном в контракте (без выгрузки из транспортного средства). Т.е. место поставки и прибытия в пункт назначения совпадают.
  • DPU (DeliverednamedPlaceUnloaded, Поставка на место выгрузки). Совпадает с DAP, но требует проведения разгрузки.

Важно! Применяя правило DPU, поставщик должен убедиться в своей способности осуществить выгрузку или организовать ее. Поскольку речь идет о международных перевозках, то придется подготовиться к процедуре заранее или отправить на место представителя.

  • DDP (Delivered Duty Paid, Доставка с оплатой пошлин). Опять же условия схожи с DAP, с той разницей, что продавцу (поставщику) придется также провести таможенное оформление и оплатить необходимые пошлины, и только после этого товар перейдет под эгиду покупателя.

Большой плюс в применении Инкотермс в отсутствии необходимости разъяснять и расписывать условия поставки – достаточно включить нужный пункт в договор, благодаря принятым терминам и их сокращениям уменьшается объем документов.

Именно действующий владелец груза при его утрате или повреждении (например, при попадании транспортного средства в аварию) предъявляет претензию, поэтому так важно четко определять момент перехода права собственности.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ