О сайте
Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Правила применения федерального стандарта бухгалтерского учета 27/2021

221
Ведущая рубрики
Балаклицкая Елена Николаевна
Главный бухгалтер со стажем работы более 15 лет
Ведущая рубрики «Говорит бухгалтер»

До 2021 года в законодательных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, не было правовых норм, которые бы регулировали документооборот в бухучете. Теперь такой документ появился – это ФСБУ 27/2021.

Когда вступит в силу

Стандарт уже введен в действие и применять его можно уже сейчас. Но есть контрольная дата, после которой работать по этому документу будут обязаны все без исключения организации – 1 января 2022 года.

Кто должен использовать ФСБУ 27/2021

Вести учет с использованием правил нового стандарта обязаны все организации, которые работают по российскому законодательству, находятся фактически на территории РФ. Не касается новый порядок тех субъектов, кто по закону не обязан вести бухгалтерский учет – предприниматели, а также лица, занятые частной практикой (адвокаты, нотариусы и т. д.). Кроме того, в список исключений попали субъекты бюджетной сферы и филиалы иностранных организаций, работающие в РФ.

Важно! В том случае, если порядок оформления документации в ФСБУ и положении Центрального банка противоречат друг другу, то применяются инструкции Банка России.

Виды документов в рамках ФСБУ 27/2021

Новый стандарт устанавливает два типа бухгалтерских документов:

  • первичные учетные (используются, чтобы отразить факты хоздеятельности – сделки с контрагентами или хозяйственные операции, в результате которых меняется финансовое положение организации – оплата поставщику, выплата заработной платы работникам, поступление товарной продукции, оплата штрафов и т. д.);
  • регистры бухгалтерского учета. Они нужны, чтобы обобщить всю информацию о фактах хозяйственной жизни компании. Кроме ФХЖ в регистры включаются данные о таких объектах как доходы, расходы, активы и пассивы предприятия.

Особенности оформления документов

ФСБУ 27/2021 регламентирует порядок оформления бухгалтерских документов и документооборот в хозяйствующих субъектах, устанавливая следующие особенности:

  1. Язык для составления бухгалтерских документов – только русский. В тех ситуациях, когда первичка на иностранном, необходимо включить в текст документа перевод на русский язык по каждой строке.
    Если организация осуществляет деятельность вне территории России, то первичная документация ведется на иностранном языке – на языке той страны, в которой функционирует предприятие. Что касается регистров, то в них придется включить перевод.
  2. В регистрах используется только российская валюта – рубли.
    Даже если сделка проведена в иной валюте, в регистре все равно нужно отразить сумму в рублевом эквиваленте.
    Когда цена объекта учета имеет стоимость в инвалюте, в регистре нужно отразить ее в двух вариантах – указать рублевую стоимость и стоимость в иностранной валюте.

Составление первичной документации

Дата хозяйственной операции: нужно указывать ту дату, когда документ реально был подписан сторонами сделки.

Если ФХЖ (сделка, операция) отличается от дня фактического совершения этого события или действия, то в первичке указываем именно тот день, когда эта операция или сделка состоялись.

При формировании первичного документа допустимо:

  • внести связанные друг с другом операции и сделки в один документ;
  • операции, которые совершаются не в моменте, а длятся определенное время (например, амортизация), можно отражать в первичных документах на отчетную дату. То же правило касается и тех операций и сделок, которые регулярно повторяются через равные промежутки времени – например, транши в рамках одного долгосрочного контракта на поставку товаров.

Стандарт не ограничивает организации по включению в документы лишь конкретного набора показателей и информации. Так, помимо основных реквизитов, можно указать любую дополнительную информацию, имеющую отношение к ФХЖ.

Справка! Полный перечень обязательных реквизитов для первичной документации отражен в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Круг лиц, которые вправе ставить подпись в бухгалтерских документах, утверждается руководством организации. Это правило также установлено новым стандартом.

За достоверность сведений, содержащихся в документах бухгалтерского учета, несут ответственность те сотрудники, которые их составляли и подписывали.

ЭЦП для первичной документации

Согласно Федеральному закону №402 первичную документацию организация вправе составлять и на бумажном носителе, и в электронном формате. Электронный вариант в обязательном порядке подписывается ЭЦП.

ФСБУ 27/2021 устанавливает следующую норму: хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает типы ЭЦП из разрешенных законом «Об электронной подписи» (ФЗ №63). В тех случаях, когда первичный документ должен быть подписан несколькими сторонами, тип ЭЦП выбирается и утверждается в соглашении между ними.

Законодательство предусматривает 3 категории подписей электронного формата:

  1. простая ЭЦП;
  2. усиленная неквалифицированная подпись;
  3. усиленная квалифицированная электронная подпись.

Способы исправления ошибок

ФСБУ 27/2021 регламентирует способы исправления ошибок в документах бухгалтерского учета (в первичных и в регистрах).

Важно! В бумажном документе ошибочную запись необходимо зачеркивать. Если же ошибка не в тексте, а сумме, то сумма так же зачеркивается и над ней указываются верные цифры. Зачеркивание должно позволять прочесть неверный текст под ним. Использовать «штрих» для замазки ошибок нельзя. Стирать ластиком ошибочные записи так же запрещено.

Если же документ сформирован в электронном виде, то ошибка исправляется с помощью формирования еще одного документа. В новом документе нужно прописать, что он составлен взамен первого, ошибочного. В корректировочном первичном документе нужно проставить дату, когда он был сформирован и ЭЦП тех, кто его составил.

Для исправления ошибок в регистрах используется сторно либо формируются дополнительные записи.

Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Вход на сайт
Регистрация

Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с Политикой сайта и Правилами форума

Спасибо за регистрацию на сайте

Смена пароля

Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

КонсультантПлюс
Бесплатная демонстрация системы
Ассистентус — это сайт для малого бизнеса
  • У вас есть вопрос на тему бухгалтерии, налогов, персонала, предпринимательства? Наши штатные консультанты готовы вам бесплатно помочь.
  • На сайте публикуются актуальные новости и статьи, работает Email-рассылка.
  • В нашей базе более 1500 документов с подробными описаниями и файлами для скачивания.
  • У нас много различных сервисов: калькуляторы, календари, справочники, классификаторы.
Отправить сообщение об ошибке