Ведение бухгалтерского учета в турагентстве, способы и проводки

5807
Ведущая рубрики
Балаклицкая Елена Николаевна
Главный бухгалтер со стажем работы более 15 лет
Ведущая рубрики «Говорит бухгалтер»

На сегодня большая часть туристических агентств работают на упрощенной системе налогообложения, являясь индивидуальными предпринимателями или небольшими фирмами. Специальный налоговый режим турагентства могут применять по двум распространенным алгоритмам. Рассмотрим подробнее каждый.

Алгоритм 1
Турагентство платит УСН по 6% от всех полученных поступлений за налоговый период. При этом понесенные расходы не вычитаются из налогооблагаемой базы. Такой вариант бухгалтерского учета выгоден только для совсем мелких компаний и частных предпринимателей, у которых сотрудников либо нет вообще, либо всего один-два. И также с учетом того, что регулярных крупных расходов у компании практически нет. В противном случае данная схема абсолютно невыгодна.

Алгоритм 2
В этом варианте компания работает по УСН «доходы минус расходы», уплачивая по 15% налога. Расходы из базы по налогу уже подлежат вычету. Такой алгоритм приемлем для больших организаций, с крупными оборотами, которые несут расходы на регулярной основе, и платить налог со всех поступлений для них просто не логично и невыгодно.

Расходы, учитываемые турагентством на УСН

На какие расходы можно уменьшить налогооблагаемую базу в данном случае:

  • оплата арендных платежей за помещение, в котором расположено турагентство (обычно агентства имеют несколько точек в одном населенном пункте);
  • на приобретение канцелярских товаров, бумаги для принтера, дизайн и печать буклетов;
  • на оплату труда наемных работников, если они есть в штате компании (бухгалтер, менеджеры по продажам, уборщик помещения и др.).

Учет расходов при взаимодействии с туроператором

Часто встречающийся вопрос от туристических агентств – каким образом вести учет, если путевки покупаются у оператора, а затем перепродаются клиенту?

Такой формат работы для агентства, использующего УСН, невыгоден. Расходы на приобретение туров у туроператора включить в расходы для снижения базы по налогу, нельзя. Эта норма регламентируется статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

А те деньги, которые поступят от клиента в счет оплаты путевки, организация обязана учесть как доходы в полной сумме. В итоге у компании налогооблагаемые доходы вырастают в разы, хотя по факту прибыль гораздо меньше, чем поступившая за путевку сумма.

Какой выход: турагентство может приобрести путевки у оператора.

Затем заключить договор с клиентом на выплату агентского в плательщика УСН. То есть туристического агентство, работая по такой схеме, будет выступать не продавцом тура, а просто агентом, действующим от оператора.

Проводки по основным операциям

Рассмотрим ведение бухгалтерского учета на примере конкретной фирмы.

12 февраля 2021 год между агентством «Ромашка» и оператором «Роза» был заключен договор на продажу туристической путевки «Весна в Венеции». Цена продукта – 102 тыс. 450 руб., доход «Ромашки» при продаже путевки составит 12 тыс. 580 руб. Согласно условиям договора, «Ромашка» должна перечислить «Розе» деньги, поступившие от клиента, без учета агентского вознаграждения за проведенную сделку. 15 марта 2021 года турист купил тур «Весна в Венеции» в турагентстве «Ромашка» по стоимости 115 тыс. 30 руб. ( 102 тыс. 450 руб. + 12 тыс. 580 руб.). 18 марта 2021 года «Ромашка» переводит оператору «Роза» сумму проданного тура за минусом своего вознаграждения. Бухгалтер «Ромашки» делает такие проводки:

12 февраля 2021 г.
Дебет 004 – 102 тыс. 450 руб.: «Ромашка» учла на забалансовом счете цену турпутевки

15 марта 2021 г.
Дебет 50 кредит 76 – 115 тыс. 30 руб.: клиент купил путевку «Весна в Венеции», внес деньги в кассу «Ромашки»

15 марта 2021 г.
Дебет 76 кредит 90 (выручка) – 12 тыс. 580 руб.: бухгалтер учел агентское вознаграждение за перепродажу путевки

15 марта 2021 г.
Кредит 004 – 102 тыс. 450 руб.: стоимость проданной путевки списана

18 марта 2021 г.
Дебет 76 кредит 51 – 102 тыс. 450 руб.: перечислена стоимость проданного тура оператору «Роза».

Частые вопросы по прибыли и дополнительным услугам

Вопрос 1: Туристическое агентство «Камелия» помимо основной деятельности по продаже туров осуществляет бронирование номеров в отелях Санкт-Петербурга. Это дополнительная услуга агентства. Обязана ли «Камелия» иметь ККТ или же достаточно выписать путевку?
Ответ: Выписки путевки в данном случае недостаточно. Дело в том, что бронь гостиниц нельзя отнести к туристическому продукту. Поэтому компания обязана иметь контрольно-кассовую технику.

Вопрос 2: В апреле 2021 года туристическая компания «Лабиринт» при продаже тура получила дополнительную прибыль сверх установленной договором. Какая документация должна быть оформлена для отражения этой дополнительной выгоды?
Ответ: В бухгалтерском учете полученную выгоду нужно отразить отдельной строкой. Она не должна быть связана в учете с основной сделкой по реализации туристического продукта в рамках агентского договора. В качестве сопровождающих сделку документов можно использовать счет-оферту.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ