Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.
Для чего нужна проверка ПФР
Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).
Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).
Чем регламентируются проверки ПФР
Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:
- Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
- Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Налоговый Кодекс РФ.
Два типа проверок Пенсионного фонда
ПФР может производить два типа проверок:
- камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
- выездную – плановую ежегодно или внеплановую.
Камеральная проверка ПФР
Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.
Особенности проведения камеральной проверки ПФР
- Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
- Для этого типа проверок не утверждаются планы.
- Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
- Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
- Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.
Что проверяют камеральным способом
Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:
- принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
- подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
- арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
- анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
- правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
- полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.
Результаты камеральной проверки ПФР
Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.
- Выявлена недостача по взносам (недоимка). Проверяющий составляет справку по форме 3-ПФР, руководитель ее подписывает и заверяет печатью. Ее не выдают подателю отчетности, а хранят в деле. По факту этой справки в течение 3 месяцев работодатель получит требование о погашении недоимки.
- Выявлены ошибки в исчислении или разбег данных. В этом случае страхователь получит требование 8-ПФР о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Сделать это надо быстро, не позже 5 дней. Далее реализуется один из следующих путей:
- после пояснений нарушений нет – проверка закрывается, акт составлять не нужно, плательщику дополнительно ничего не сообщается;
- после пояснений выявляется правонарушение – это вызывает составление акта 16-ПФР, который направляется плательщику. Если у него есть возражения, он вправе их предоставить в течение 15 дней. Затем в течение декады выносится окончательный результат: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в этом привлечении. Ответственность предусматривает не только погашение возникшей недоимки но и пеней, штрафов, которые назначаются в течение 10 дней с момента вступления решения в силу отдельным требованием. Копия вынесенного решения в течение 5 дней выдается плательщику под роспись или направляется заказным письмом.
ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.
Выездная проверка ПФР
Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.
Важные моменты выездной проверки
- Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
- Внеплановые проверки происходят по отдельности.
- Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
- Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
- для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
- для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
- для перевода полученных сведений на государственный язык.
- Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.
Что изучают специалисты при выездной проверке
Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:
- учетная документация;
- отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
- расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
- кассовые, банковские бумаги;
- лицензии;
- финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
- договоры и допсоглашения;
- приказы руководства;
- документы индивидуального учета в системе ПФР.
При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.
Что ищут проверяющие
Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:
- корректность определения размера взносов;
- база, по которой начисляются взносы;
- суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
- правильность применения тарифа;
- обоснованность применения льготного тарифа;
- время предоставления расчетов и их полнота;
- полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.
Результат выездной проверки
По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.
Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.