Проведение таможенных проверок определяется нормами ФЗ №289 от 3/08/18 г. «О таможенном регулировании». В этом документе есть отсылки к нормам Таможенного кодекса ЕАЭС, и в целом эти бумаги создают правовое поле для осуществления указанного вида таможенного контроля. Говоря о порядке проведения таможенной проверки, будем рассматривать их во взаимосвязи.
Что и как проверяют
Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.
Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.
Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:
- достоверность задекларированных сведений;
- исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
- соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
- соблюдение таможенных процедур и др.
Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:
- участники товарных сделок, деловые партнеры;
- обслуживающие банки;
- транспортные фирмы;
- складские компании.
Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).
Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.
На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).
Камеральная проверка
Данный вид контрольных мероприятий отрабатывается таможенниками на месте, без выезда к проверяемому лицу. Алгоритм ее проведения прописан в ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 ФЗ-289.
В ходе ее изучаются и анализируются:
- сведения из таможенной декларации;
- сведения из иных документов, предоставленных участником ВЭД в таможенный орган;
- сведения из документов госорганов;
- иные сведения и содержание документов, имеющих отношение к объекту проверки.
Проверяемый должен быть извещен о проверке. Это делают таможенные органы в день начала процедуры, в т.ч. направляют уведомление заказной почтой либо отправляют по интернету электронным письмом.
День получения после отправки обычной почтой считается либо по дате, указанной в уведомлении, либо на 6-й день после отправки, если у таможенников нет на руках такого уведомления.
Обычно проверка длится не более 90 календарных дней. В исключительных случаях, по решению руководителя таможенного органа, процедура может продляться один раз, до 120 дней.
Периодичность таких проверок законом не установлена – если таможенный орган считает целесообразным проверку, он имеет право провести ее. Результат камеральной проверки может быть поводом для проведения выездной проверки участника ВЭД.
Выездная проверка
Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.
В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.
Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).
Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.
Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.
Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.
Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.
Результаты
Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289. Обратим внимание на основные положения этой статьи:
- Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
- Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
- Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
- В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.