Кто такие госслужащие
Частями 1 и 2 Федерального закона от № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» определено понятие государственного служащего. В частности, к госслужащим относятся федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъектов РФ. Основным отличием в рамках разделения данных понятий является то, что федеральный служащий осуществляет свою трудовую деятельность (службу) на федеральном уровне, а служащий субъекта – на уровне государственного органа конкретного региона (области). Вместе с тем в качестве главной характеристики государственного служащего выступает его непосредственная связь с органами государственной власти, поскольку он осуществляет свою рабочую деятельность именно там.
Применительно к рассматриваемой теме отметим, что для государственных служащих существует ряд ограничений как во время их службы, так и после. И одним из таковых является условие об обязательном уведомлении государственного органа, в котором работал сотрудник, новоиспеченным работодателем.
Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.
Вопрос: Надо ли уведомлять представителя нанимателя бывшего госслужащего по последнему месту его службы о факте заключения с ним трудового договора по внутреннему совместительству?
Посмотреть ответ
Нормативные акты
В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.
Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.
В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.
Можно ли заключить трудовой (гражданско-правовой) договор с бывшим государственным (муниципальным) служащим?
В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:
- ТК РФ.
- ФЗ о госслужбе.
- ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
- Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.
В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.
Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?
Должности, в отношении которых действуют правила
ВАЖНО! Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего от КонсультантПлюс доступно по ссылке
Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557.
Рассмотрим его:
- Руководство, представляющее исполнительную власть.
- Военное руководство.
- Административно-хозяйственные работники.
- Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
- Распорядители бюджетных средств.
- Распорядители имущества.
- Лица, занятые выдачей лицензии.
- Распределители технических объектов.
Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.
Особенности уведомления
При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.
К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.
Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:
- Содержащийся в Указе №557.
- Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.
Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.
ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.
У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.
Содержание уведомления
Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:
- ФИО служащего.
- Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
- Наименование государственной структуры.
- Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
- Дата заключения трудового соглашения.
Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.
Ответственность за сокрытие информации
Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:
- 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
- 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.
Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:
- Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
- Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.
В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.
К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.
Если заключается гражданский договор
При рассмотрении возможности заключения гражданско-правового договора (ГПХ) с бывшим государственным служащим, необходимо учесть, что этот процесс, как и в случае трудового договора, подвержен регулированию профильным законодательством. Так, заключение соглашения гражданско-правового характера не освобождает работодателя от обязанности уведомить о факте приема бывшего государственного служащего на работу, исходя из четко определенных условий:
- если стоимость выполняемых работ или оказываемых услуг в рамках соглашения превышает сто тысяч рублей в месяц, работодатель обязан представить уведомление о приеме данного сотрудника на работу;
- в случае, когда цена договора или услуг превышает сто тысяч рублей, но договор заключен на срок менее месяца.
Эти условия обусловлены законодательством (пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 № 46 и пунктом 1 и 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273) и позволяют работодателям применять более гибкий подход при заключении договоров ГПХ, при условии соблюдения вышеуказанных ограничений. Так, уведомление является важным инструментом для соблюдения законодательных норм и предотвращения возможных юридических последствий. Важно помнить, что нарушение обязанности уведомления может повлечь за собой штрафные санкции и иные виды ответственности.