Прием на работу граждан иных государств регулируется ФЗ №115 от 25-07-02 г. Стоит заметить, что указанный документ уже с момента своего принятия вызывал большое количество вопросов, неоднократно изменялся и дополнялся. Кроме ФЗ №115, права иностранных работников защищает и ТК РФ, наравне с российскими гражданами.
Процесс трудовых отношений с иностранными гражданами находится под усиленным контролем государственных структур, и соблюдение законодательства в этой области выходит для работодателя на первый план. В противном случае компания рискует получить не экономическую выгоду, а целый ряд неприятных последствий. Наиболее распространенные риски работодателя, ошибки при оформлении трудовых отношений с гражданами других государств рассматриваются в настоящей статье.
Вопрос: Как отразить в учете организации (заказчика), применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), расчеты по договору подряда с подрядчиком — иностранным физическим лицом, если вознаграждение установлено и выплачивается в евро после принятия выполненных работ? Подрядчик временно пребывает на территории РФ и не является налоговым резидентом РФ.
Вознаграждение подрядчика по договору за выполнение работ производственного характера составляет 1 500 евро. Принятие заказчиком результатов выполненных работ оформлено актом приемки-сдачи. Расчеты по договору производятся в безналичной форме в месяце принятия результатов выполненных работ. Согласно договору к правам и обязанностям сторон применяется право РФ.
Договор подряда не предусматривает обязанность заказчика уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с сумм выплат, произведенных подрядчику за выполнение работ.
Курс евро, установленный Банком России, составляет (условно):
— на дату принятия результата выполненных работ — 79,0 руб/евро;
— на дату расчета с подрядчиком — 76,0 руб/евро.
Посмотреть ответ
«Подводные камни» и особенности трудовых отношений с иностранными гражданами
Иностранные граждане как работники, подразделяются на категории в зависимости от статуса. В каждом случае есть свои положительные моменты, равно как и риски для работодателя.
Можно ли принять на работу иностранного гражданина без разрешения на работу, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища?
Постоянно проживающие в нашей стране иностранные граждане, имеющие вид на жительство
Документ выдается раз в 5 лет и может продлеваться. Их прием на работу не отличается от аналогичной процедуры в отношении российского работника.
Вопрос: Организация сменила адрес. Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина по установленной форме подано в срок в территориальный орган МВД России по старому адресу организации. Возможно ли привлечение к ответственности организации за нарушение порядка подачи такого уведомления?
Посмотреть ответ
Риски здесь минимальные, но они есть:
- вид на жительство иностранного работника просрочен;
- работодатель проигнорировал требование ст. 13-8 ФЗ №115 и не сообщил в органы миграционного контроля о заключении с иностранцем трудового договора в 3-дневный срок.
Допускается ли привлекать иностранцев по схеме аутсорсинга?
Временно проживающие в нашей стране иностранные граждане на основании соответствующего разрешения
Его максимальный срок – 3 года. Процедура приема на работу такая же, как в первом случае. Работник обязан каждый год подтверждать свое разрешение в миграционной службе. Работодатель, как сторона, ответственная за соблюдение законодательства, обязан контролировать этот процесс, поскольку в первую очередь несет ответственность перед законом за каждое нарушение.
Иностранцы, не имеющие визы, работающие на основании выданного им патента
Прежде чем нанимать на работу таких сотрудников, российский работодатель обращается в службу занятости и получает квоту, т.е. документ, указывающий, сколько иностранных граждан может иметь в штате именно его фирма. За квотами имеет смысл обращаться уже в начале года, иначе велика вероятность отказа.
Решение комиссии по квоте зависит от многих факторов:
- отрасли, в которой работает фирма;
- ее величины и т.д.
На заметку! Квотирование иностранной рабочей силы устанавливается на государственном уровне. Лимиты ежегодно обновляются (в 2018 году применяются квоты согласно пост. Правительства. №1467 от 4.12.17 г).
Патент выдается иностранцу при обращении в миграционную службу. Полный пакет документов, необходимый для патентирования, указан в ст. 13.3 ФЗ №115.
Особое внимание уделяется службой вопросу законности пребывания указанного лица на территории РФ. Не исключена ситуация, при которой сотрудника ждут на рабочем месте, в то время как он решает проблемы с миграционной службой.
Патент выдается на срок от месяца до года. Если работник не обратился заранее, чтобы продлить документ (минимум за 10 дней до окончания срока действия), и патент просрочен, организация обязана расторгнуть трудовой договор с ним. У руководства компании возникает необходимость отслеживать эти сроки, что означает дополнительные трудозатраты и постоянный риск нарушить миграционное законодательство.
На заметку. Патент продлевается только на основании ходатайства работодателя.
Иностранцы, получающие рабочую визу
Если в предыдущем случае основные расходы в процессе трудоустройства несет сам иностранный гражданин, здесь придется раскошелиться работодателю. Расходы весьма существенны, так за каждого привлеченного к работе сотрудника уплачивается госпошлина 10 тыс. рублей. Приглашение-разрешение на работу для иностранца также оформляет фирма из своего бюджета (полный список и величину госпошлин содержит ст. 333.28 НК РФ).
Чтобы получить иностранного гражданина в штат, работодатель:
- пишет заявку в службу занятости на квоту;
- пишет в миграционную службу с целью получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
- уплачивает за каждого из них госпошлину;
- обращается в миграционную службу с ходатайством выдать будущему сотруднику приглашение;
- в течение 3-х недель получает приглашение и уплачивает за него госпошлину;
- обращается за разрешением на работу для будущего сотрудника с полным пакетом документов (копия паспорта, фото, заявление и т.д.);
- уплачивает госпошлину;
- в срок не более 3-х дней уведомляет чиновников миграционной службы о том, что сотрудник прибыл;
- оформляет с ним трудовые отношения договором.
Как видно из перечисленного, процесс весьма непростой и длительный, а полной гарантии, что трудовые отношения устроят обе стороны, дать нельзя.
На заметку! Без дополнительного оформления принимаются на работу граждане стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения).
Особый статус граждан ЛНР и ДНР
Согласно указу Президента №74 от 18-02-17 г. такие лица имеют статус беженцев. Их паспорта признаются на территории РФ без необходимости получения визы. Их принимают на работу по нормам ст. 13.3 ФЗ №115, т.е. на основании миграционной карты. Однако следует иметь в виду, что указ действует до окончания периода нестабильности на территории этих республик. После завершения действия документа правовой статус таких работников окажется неопределенным. Решать возникшую проблему придется так или иначе работодателю.
Высококвалифицированные специалисты
Кроме работников-иностранцев, не обладающих высокой квалификацией, в Россию пребывают специалисты, имеющие особые трудовые навыки, достижения, умения, опыт. Права таких работников защищает ст. 13.2 ФЗ №115. Главное, о чем должен помнить работодатель, – установленные лимиты, ниже которых тем или иным специалистам-иностранцам оплачивать труд нельзя, иначе это будет считаться нарушением.
В общем случае в зависимости от категории заработная плата устанавливается от 57500 до 167000 рублей. Труд специалистов, работающих по особым госпрограммам, оплачиваются еще выше.
Высококвалифицированного специалиста из-за рубежа целесообразно приглашать на работу лишь проведения тщательного экономического анализа затрат и вероятных выгод сотрудничества.
Административная ответственность и контроль
Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Прежде всего, следует ждать проверок миграционной службы. По результатам таких мероприятий составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю фирмы.
Штрафы за нарушения весьма крупные. Так, согласно ст. 18.15 КоАП за привлечение к работе без патента и другой разрешительной документации может быть наложен штраф:
- на организацию — 250-800 тыс. руб.;
- на ее должностных лиц — 25-50 тыс. руб.;
- на граждан 2-5 тыс. руб.
Аналогичные нарушения миграционного законодательства наказываются столь же строго. В отдельных случаях штраф может возрасти до 1 млн руб. Кроме того, деятельность фирмы по итогам проверки могут приостановить на период от 14 до 90 дней. Судебная практика в большинстве случаев складывается не в пользу работодателя.
Главное
- Миграционное законодательство РФ предусматривает различные процедуры заключения трудовых договоров с иностранцами в зависимости от категории последних. Положения ФЗ №115, других законодательных актов РФ весьма жестко регламентируют наем иностранцев российскими компаниями.
- Желание нанять на работу такого сотрудника может вылиться в целый ряд рисков: потери времени, финансов, усиления административного контроля со стороны ФМС, крупных штрафов за выявленные нарушения.
- Решение о заключении трудового договора с иностранным сотрудником целесообразно принимать после тщательного финансового анализа расходной части сделки и ее прогнозируемых выгод. В большей мере это касается высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.