Ст. 145 ТК посвящена условиям оплаты труда глав организаций, их заместителей, главбухов (далее – топ-менеджеров) и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов (далее – членов исполнительных органов).
Описание ст. 145 ТК
В её начале говорится, что условия оплаты труда топ-менеджеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных или муниципальных структур, унитарных предприятий, а также топ-менеджеров и членов исполнительных органов госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ, которые более чем на 50% находится в собственности государства или муниципалитетов, формируются:
- трудовыми договорами на базе ТК;
- прочими общефедеральными законами и актами РФ, субъектов РФ;
- актами структур местного самоуправления;
- учредительными документами организации.
Подчёркнуто, что предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты топ-менеджеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий, формируемой за счёт всех источников финансирования и рассчитываемой за год, и среднемесячной зарплаты служащих подобных структур (без учёта зарплаты самого топ-менеджера) определяется госорганом, органом местного самоуправления, организацией, выполняющими роль учредителя соответствующих структур в размере, не превышающем того, который закреплён:
- для топ-менеджеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных госучреждений и унитарных предприятий – актами Правительства;
- для топ-менеджеров территориальных фондов ОМС, госучреждений и унитарных предприятий субъектов РФ – актами субъектов РФ;
- топ-менеджеров муниципальных учреждений и унитарных предприятий – актами структур местного самоуправления.
Упомянуто, что без учёта крайнего размера соотношения величины зарплаты (ч. 2 ст. 145 ТК), могут быть установлены условия вознаграждения топ-менеджеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов ОМС, федеральных госучреждений и унитарных предприятий, госучреждений и унитарных предприятий субъектов РФ, муниципальных учреждений и унитарных предприятий, включённых в перечни, утверждённые Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и местного самоуправления.
Подчёркнуто, что принципы вознаграждения топ-менеджеров и членов исполнительных органов прочих организаций прописываются по договорённости участников трудового договора.
Вопросы по ст. 145 ТК
Какое значение имеет эта статья?
Она имеет довольно большую значимость не только как источник права, регулирующий одну из ключевых областей деятельности госсектора, но и с социально-экономической точки зрения. Действительно, в ст. 145 ТК закреплены следующие важные принципы функционирования кадровой сферы госсектора:
- Топ-менеджеры бюджетных структур (которыми полностью или более чем на 50% владеет государство на общефедеральном, региональном или местном уровнях) получают вознаграждение за работу не только на основе договорённостей в формате наниматель-сотрудник, как это принято в частном секторе. Для этой группы руководителей вознаграждение за труд в основном определяется законами и актами, принятыми на соответствующем правовом уровне.
- Верхняя граница зарплат топ-менеджеров бюджетных структур ограничена уровнем доходов сотрудников этих структур, занятых на более низких уровнях. А само соотношение между этими величинами регулируется ограниченным кругом источников, перечисленных в рассматриваемой статье.
- Существует опция игнорирования размера соотношения величины зарплат топ-менеджеров и обычных сотрудников. Но эта опция применима лишь для топ-менеджеров из определённых госструктур.
- Для топ-менеджеров организаций, не упомянутых в ст. 145 ТК, параметры их вознаграждения прописываются в обычном режиме.
Как можно заметить, ст. 145 ТК выделяет из общей массы служащих госсектора руководителей в отдельную группу, устанавливая для них особые принципы формирования зарплат. Учитывая очень большую роль госсектора в экономике РФ, значимость вышерассмотренных принципов выходит за рамки чисто кадровой политики, ведь она закрепляет параметры расчёта зарплат для высшего звена очень важной группы топ-менеджеров.
Какие исключения могут быть по соотношению зарплат руководителей и обычных сотрудников?
Перечни структур, которые попадают под подобные исключения, содержатся в Распоряжениях Правительства №2555-р от 12.12.15 и №2627-р от 30.12.12. Эти распоряжения касаются различных организаций, собственником которых является обширный спектр общефедеральных госструктур, от ФСБ до Минкультуры и МИД.
Целесообразность подобных исключений определяется как специфическим характером деятельности определённых организаций, так и их стратегической ролью в различных сферах деятельности государства.
Отдельно следует отметить, что вышеупомянутые перечни регулярно обновляются.
С какой целью в ст. 145 ТК вводятся ограничения по предельному размеру вознаграждения топ-менеджеров?
Ключевая цель данных ограничений – профилактика ситуаций, когда руководители разнообразных госструктур назначают себе завышенное вознаграждение. Подобные случаи не только плохи сами по себе, поскольку способствуют некорректному расходованию финансов, но и имеют негативный психологический эффект для обычных сотрудников этих организаций.
Косвенная цель подобных ограничений – простимулировать заинтересованность топ-менеджеров госструктур в росте зарплат служащих нижнего и среднего звена путём введения определённого зарплатного соотношения. Ведь чем выше зарплаты обычных сотрудников – тем больше могут заработать и руководители госструктур. В свою очередь, возможность подобного роста частично зависит от успехов госструктур в их повседневной деятельности – формально, чем более они успешны, тем больше и стимулов для их собственников увеличить размеры зарплатного фонда. А это благоприятно скажется и на вознаграждении топ-менеджеров. Следовательно, ст. 145 ТК косвенно нацелена и на повышение эффективности функционирования организаций бюджетного сектора.
Как можно заметить, ограничения ст. 145 ТК введены не только с целью ограничить доходы топ-менеджеров разнообразных организаций из бюджетной сферы, но также с целью стимулировать позитивные направления в их деятельности.