Статья 169 ТК отведена под описание нюансов возмещения сотрудникам их издержек при переезде на работу в другую местность. В ней не только дан список этих расходов, но и указаны разные группы сотрудников, для которых параметры этих компенсационных выплат могут существенно отличаться.
Содержание статьи 169 ТК
В её начале говорится, что при переезде сотрудника на работу в другую местность нанимателю необходимо возместить ему следующие издержки:
- проездные расходы, причём не только для самого сотрудника, но и для членов его семьи;
- его затраты по обустройству на новом месте жительства.
Подчёркнуто, что этот переезд должен быть заранее согласован с нанимателем. Дополнительно оговорено, что проездные расходы могут не возмещаться, если наниматель предоставляет за свой счёт переезжающему сотруднику соответствующее транспортное средство.
Далее выделяются группы сотрудников, для которых параметры компенсации их расходов на переезд могут значительно варьироваться. Первая категория – это служащие федеральных госструктур: внебюджетных фондов, профильных учреждений и пр. Для этой группы характеристики соответствующих выплат устанавливаются на уровне нормативных актов Правительства.
Следующая категория – служащие органов власти регионального уровня: местного самоуправления, муниципальных служб и т.д. Для данной категории характеристики компенсации их затрат на переезд определяются на уровне юридических актов региональных правительств или муниципальных властей.
Характеристики соответствующих компенсаций для других категорий персонала документируются с помощью трудовых договоров коллективного или индивидуального формата, а также локальных актов нанимателя. Исключения допустимы, если об этом прямо говорится в ТК и ином профильном законодательстве.
Рассмотренная статья, как видно из её содержания, достаточно подробно освещает основные нюансы возмещения сотрудникам их издержек, возникших по причине их переезда с целью работы на другую территорию.
Вопросы по нюансам положений ст. 169 ТК
Как наниматель и переезжающий сотрудник конкретизируют характеристики компенсационных выплат, указанных в этой статье?
Их размеры, как и другие параметры, заранее согласовываются сторонами и формализуются соглашением в письменном формате. Помимо прямо указанных в ст. 169 выплат, нанимателем в этом соглашении могут быть указаны и другие платежи сотруднику: на оформление дополнительных документов, единовременное пособие на переезд и т.д.
Если точная величина компенсационных выплат не может быть заранее установлена, то переезжающему сотруднику допускается выплата определённой суммы в виде аванса. Также необходимо упомянуть, что законодательством не указаны минимальные размеры рассматриваемых в статье компенсационных выплат.
Каким законодательством регулируется компенсация за переезд для служащих федеральных госструктур?
Основным нормативным источником по данному вопросу выступает Постановление Правительства № 187 от 02.04.03, где прописаны условия этих выплат и их величина. Но его положения применяются не ко всем служащим федеральных госорганов: могут быть и отдельные категории, для которых параметры этих выплат могут отличаться, как это указано, к примеру, в ст. 326 ТК для категории госслужащих, переезжающих на северные территории. Что касается служащих региональных и местных органов власти, то для них величина выплат на переезд устанавливается на основе соответствующих постановлений местных правительств и муниципальных структур. Причём эта величина может быть даже больше, чем для федеральных госслужащих.
Существуют также постановления отраслевого характера, регулирующие отдельные вопросы компенсационных выплат при переезде. Так, для сотрудников силовых ведомств в п. 12 Постановления Правительства № 949 от 29.12.07 указана их величина в случае направления за рубеж.