Статья 338 посвящена трудовому договору с сотрудником, отправляющимся на работу в зарубежное представительство РФ. В ней описаны нюансы оформления этого договора.
Содержание ст. 338 ТК
В её начале указано, что с сотрудником, отправляемым на работу в зарубежное представительство РФ, заключается трудовой договор длительностью до трёх лет. Этот договор может пролонгироваться на новый срок.
Подчёркнуто, что оформление трудовых взаимоотношений с отдельными категориями лиц, отправляемыми на работу в зарубежное представительство РФ, производится путём соответствующих изменений действующих трудовых договоров. Эти изменения оговаривают сроки и условия зарубежной работы. К этим группам сотрудников относятся те лица, которые занимали должности в:
- федеральном органе исполнительной власти;
- государственном учреждении РФ.
Указано, что после окончания срока заграничной работы такой сотрудник возвращается на свою прежнюю позицию. Если такая возможность отсутствует, то вернувшемуся сотруднику, с его согласия, предоставляется другая работа.
Рассмотренная статья разбирает нюансы оформления трудоустройства сотрудников, отправляющихся работать в зарубежные представительства РФ. Важным её компонентом является определение максимальной продолжительности заключаемого с ними трудового договора. Этот срок составляет три года, в отличие от более общих трудовых договоров, максимальная длительность которых, согласно ст. 58 ТК, составляет пять лет.
Основные вопросы по применению ст. 338 ТК
Какие источники, помимо этой статьи, регламентируют принципы оформления трудовых взаимоотношений с рассмотренными в ней сотрудниками?
Таких источников несколько:
- ФЗ № 205 от 27.07.10 – он посвящён нюансам прохождения госслужбы в системе МИД. В нём рассмотрены аспекты правового положения служащих МИД, их иерархия, действующие для них запреты и ограничения, принципы их ротации и пр.
- Указ Президента № 865 от 11.07.04 – он посвящён вопросам, за которые отвечает МИД. В п. 3 этого ФЗ указано, что глава МИД курирует вопросы прохождения госслужбы в своём ведомстве. В числе прочего он отвечает и за кадровые перемещения сотрудников – в границах своей ответственности.
- Приказ МИД № 11868 от 23.07.09 – в нём разбираются вопросы служебного распорядка для соответствующих служащих МИД и его подразделений. Среди прочего, в документе рассмотрены нюансы обязанностей нанимателя по обеспечению качественной работы служащих, параметры их отдыха, аспекты награждения отличившихся сотрудников и т.д.
Помимо упомянутых источников действуют и более специализированные акты, причём касающиеся не только служащих МИД. Так, в Приказе Минэкономразвития № 240 от 18.08.06 разбираются ключевые кадровые аспекты функционирования торговых представительств РФ за рубежом. В нём рассмотрены такие вопросы, как:
- приём на работу сотрудников и их увольнение;
- крайний возраст для подобной работы;
- документы, необходимые при трудоустройстве в торговое представительство и пр.
Также следует упомянуть, что вопросам регулирования труда служащих зарубежных диппредставительств целиком посвящена гл. 53 ТК.
Какие особенности оформления трудового договора с сотрудниками указаны в комментируемой статье?
В ст. 58 ТК указано, что по умолчанию заключается бессрочный трудовой договор. Срочный договор оформляется по причинам, связанным со спецификой работы. В список этих причин, как указано в ст. 59, входит заграничный характер работы. Также в ст. 58 подчёркнуто, что обычный срок трудового договора – пять лет, что отличается от трёх лет, упомянутых в ст. 338. Следовательно, наиболее важными отличиями рассмотренных в ней трудовых договоров являются их обязательный срочный характер и трёхлетний период их действия (с опцией пролонгации).