Статья 358 ТК перечисляет обязанности государственных инспекторов труда. Она особо подчёркивает обязанность этих специалистов бережно относиться к сохранности конфиденциальной информации.
Структура ст. 358 ТК
В её начале подчёркивается, что государственные инспекторы труда при осуществлении госконтроля за соблюдением законов и других актов, регулирующих трудовые взаимоотношения, должны соблюдать:
- актуальные законы РФ;
- права и законные интересы нанимателей – как организаций, так и физических лиц.
Указано, что госинспекторы труда обязаны:
- хранить охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и т.д.), как ставшую им известной при выполнении своих функций, так и при оставлении своей должности;
- считать сугубо конфиденциальным источник жалобы на нарушения законов и других актов, регулирующих трудовые взаимоотношения;
- не сообщать нанимателю о лице, из-за обращения которого проводится проверка, если сам заявитель не согласен с подобным раскрытием его личности.
Рассмотренная статья содержит базовые предписания, касающиеся специфики работы государственных инспекторов труда. Особую значимость имеют требования к этим специалистам сохранять конфиденциальный характер служебной информации.
Основные вопросы по использованию ст. 358 ТК
Какие источники раскрывают положения данной статьи?
Она базируется на ст. 15 Конвенции № 81 МОТ от 1947 года (ратифицирована для РФ в 1998 году). В ней подчёркнуто, что госинспекторы труда:
- не могут участвовать в делах тех предприятий, где они имеют интересы;
- обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной в процессе работы;
- должны строго соблюдать анонимность источника, сообщившего о возможных нарушениях в деятельности нанимателя.
Другим источником, связанным с этой статьёй, является ФЗ № 294 от 26.12.08, в котором содержатся ключевые гарантии для физических и юридических лиц при проведении специалистами соответствующих госструктур надзорных мероприятий. Так, в ст. 14 данного ФЗ перечислены обязательные критерии, которым должны соответствовать проверки, организуемые контролирующими госструктурами. К ним относятся:
- наличие документарного основания;
- ограничения на круг лиц, которые могут участвовать в проверке;
- надлежащий порядок оформления нужных для проверки документов;
- выдача определённых документов по требованию представителей проверяемой стороны и т.д.
Требования к должностным лицам, участвующим в контрольных мероприятиях, изложены в ст. 18 упомянутого ФЗ. К ним относятся:
- необходимость соблюдения сроков проверок;
- недопустимость требования иных документов, помимо тех, что предусмотрены профильным законодательством;
- обязанность знакомить руководителей проверяемых субъектов с результатами проверок и пр.
Всего данная статья насчитывает 14 подобных обязанностей.
О какой тайне, находящейся под защитой закона, упоминает комментируемая статья?
Базовыми источниками в данной сфере являются несколько ФЗ и правовых актов, каждый из которых посвящён особой разновидности тайны:
- понятие коммерческой тайны разобрано в ФЗ № 98 от 29.07.04;
- государственная тайна рассмотрена в Законе РФ № 5485-1 от 21.07.93 и Указе Президента № 1203 от 30.11.95;
- принципы защиты персональных данных разобраны в ФЗ № 152 от 27.07.06 и пр.
В плане идентификации сведений, носящих тайный характер, также актуальны отдельные статьи других ФЗ и специализированных кодексов. Так, налоговая тайна разобрана в ст. 102 НК, банковская – в ст. 875 Ч. 2 ГК и т.д.
Отдельно нужно упомянуть, что наказание за разглашение конфиденциальных сведений может носить как административный, так и уголовный характер. Этому посвящены ст. 183 УК и ст. 13.14 КоАП.