Особенности проведения аудита некоммерческой организации

838

Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

Задачи аудита НКО

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Подготовка к аудиту НКО

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  1. Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  2. Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  3. Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  4. Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.

Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

Что именно проверяет аудитор?

Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

  • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
  • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
  • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
  • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
  • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
  • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
  • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
  • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

Результаты работы аудитора

По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

  • Название бумаги.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Информация об аудиторе.
  • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
  • Порядок аудита.
  • Документы, которые были проверены.
  • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
  • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
  • Дата оформления документа.

В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите

Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

  • Неправильное оформление членства в фирме.
  • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
  • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
  • Поступление средств в НКО без оформления.

Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

Дополнительная информация

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
Юрий Субботин
Есть вопрос? Спроси у нас!
онлайн
0,082 | 57 | 8.81