Понятие экономического потенциала предприятия

12

Любое предприятие потенциально способно освоить определенное количество ресурсов и сделать это с той или иной эффективностью. Как оценить экономические возможности предприятия? Какие компоненты входят в понятие экономического потенциала? На каком уровне оценивать его потенциал? Эти вопросы важны для правильного построения и корректировки управленческой стратегии.

Рассмотрим понятие экономического потенциала и методы его оценки и развития в этой статье.

Что собой представляет экономический потенциал

Ученые-экономисты по-разному трактуют термин «экономический потенциал», рассматривая его на разных уровнях:

  • в узком смысле – как объем производства за год;
  • в самом широком – как многоуровневую экономическую систему.

В практическом контексте экономический потенциал представляет собой систему возможностей для применения всей совокупности ресурсов и резервов предприятия (материальных и нематериальных, кадровых, денежных и др.) для достижения эффективного функционирования и развития.

СПРАВКА! Если речь идет об экономическом потенциале коммерческого предприятия, то под эффективным функционированием понимается возможность осуществлять реализацию продукции для получения максимальной прибыли.

Другими словами, экономический потенциал – это те реальные возможности, которые может проявить предприятие в той или иной сфере, причем не важно, были ли они реализованы на самом деле или возможны только гипотетически. Не всегда все возможные ресурсы задействованы одновременно и с необходимой эффективностью, а для разных отраслей производства характерен свой коэффициент прибыли. Вот почему потенциал определяется четырьмя равно важными факторами:

  • наличием ресурсов;
  • умением их правильно и эффективно применять;
  • степенью задействованности имеющихся ресурсов в производстве;
  • выбранной формой хозяйственной деятельности.

Состав

Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей – частных потенциалов – в главных отраслях предприятия. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет:

  1. Кадровый потенциал – количество сотрудников, необходимое и достаточное для достижения задач данной организации, а также их персональные особенности, влияющие на эффективность работы.
  2. Фондовый потенциал – достаточность и оптимальность применения основных активов и оборотных средств.
  3. Финансовый потенциал – оптимальная обеспеченность денежными средствами, покрывающими потребности предприятия, корректно распределяемыми и применяемыми.
  4. Управленческий потенциал – способности руководителей организовывать производственные процессы и ресурсы для максимального обеспечения конкурентных побед в виде адекватной структуры организации и актуальных управленческих методов.
  5. Маркетинговый потенциал – успешное применение системы продвижения товаров на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.
  6. Инновационный потенциал – возможность применения или привлечения ресурсов для развития предприятия в соответствии с его потребностями.

Какие возможности предприятия не входят в экономический потенциал?

Когда исследуют совокупный потенциал предприятия, говорят не только о его экономической составляющей. Помимо экономического потенциала и его компонентов, в совокупный потенциал предприятия включают:

  • правовой;
  • экологический;
  • экспортный или импортный и др. виды возможностей.

Уровни экономического потенциала

Экономический потенциал является многоуровневым понятием. Его можно анализировать как на отдельно взятом объекте, так и на более широких массивах, в зависимости от того, насколько обособлены производственные силы:

  • государственный экономический потенциал;
  • возможности той или иной отрасли;
  • региональный экономический потенциал;
  • экономические возможности предприятия.

Потенциал каждого уровня в совокупности определяет потенциал следующего: так, из потенциалов предприятий складываются отраслевые потенциалы, а из них – экономический потенциал всей страны.

Модель экономического потенциала

Чтобы представить модель экономического потенциала, следует определить необходимые и достаточные факторы его эффективности, к которым относятся все оптимальные проявления составляющих его возможностей (кадрового, финансового, фондового и других видов потенциалов). Если привести все эти показатели к некой интегральной характеристике, то моделью экономического потенциала любого предприятия любой отрасли будут его качества не сами по себе, а в сравнении с другими аналогичными предприятиями, иными словами – конкурентоспособность.

Как оценивать экономический потенциал

Для этого нужно исследовать большое количество факторов и проанализировать причинно-следственные связи между ними. Разные методы оценки предполагают изучение определенных показателей в тех или иных сферах проявления производственных возможностей. Они лишь в определенной мере позволяют оценить истинное положение экономического потенциала, достичь абсолютного показателя невозможно ввиду огромного количества факторов, к тому же постоянно пребывающих в динамике.

Факторы

В рамках общепринятого подхода к оценке исследуются, фиксируются и рассматриваются во взаимодействии такие факторы экономического потенциала:

  • финансовое положение;
  • рыночная ситуация;
  • снабженность необходимыми производственными ресурсами оптимального качества;
  • эффективность производственной деятельности.

Их можно разделить на группы в зависимости от предмета анализа:

1. Производственные факторы:

  • сроки производства;
  • объемы;
  • ассортимент;
  • сырье: количество, запасы, быстрота завершения и обновления;
  • оборудование: количество, состояние, моральный износ, обновление;
  • инфраструктура производства.

2. Факторы сбыта продукции:

  • транспортные ресурсы и затраты;
  • вопросы хранения продукции, готовой к реализации (наличие запасов, состояние и емкость складов);
  • дополнительные операции с товаром (фасовка, упаковка и т.п.);
  • эффективность реализационной сети (прямые продажи, дилеры, посредники);
  • анализ каналов сбыта.

3. Организационные факторы:

  • управленческая структура;
  • иерархия на производстве;
  • количественные и качественные характеристики персонала;
  • производительность труда;
  • текучка кадров;
  • стоимость рабсилы;
  • корпоративная культура.

4. Маркетинговые факторы:

  • анализ состояния рынка в данной отрасли;
  • привлекательность товара;
  • изучение целевой аудитории;
  • политика ценообразования;
  • реклама;
  • особенности сбыта;
  • клиентская сеть;
  • налаженность внутренней и внешней коммуникации;
  • планы на будущее.

5. Финансовые факторы:

  • платежеспособность;
  • прибыльность;
  • рентабельность (по каждому виду изделий);
  • способность выполнять денежные обязательства;
  • соотношение своего и заемного капитала.

Методы получения данных для анализа экономического потенциала

Показатели для анализа можно получать различными методами, такими как:

  • ситуационный или портфельный анализ;
  • специальные диагностические опросы (существуют особые методики);
  • экспертная оценка;
  • расчет коэффициентов и другие математические методы.

К коэффициентам экономического потенциала, которые можно вычислить объективно, относятся следующие:

  • фондовооруженность;
  • рентабельность;
  • эффективность производства и применения ресурсов;
  • средний оборот фондов;
  • дееспособность фондов;
  • фондоемкость продукции;
  • нормы потребления и накопления.

Методы развития

Для того чтобы повышать экономический потенциал предприятия, нужно сначала с помощью оценки выяснить, какие факторы и в какой мере оказывают на него влияние. Обычно экономический потенциал прямо влияет на такие группы деятельности предприятия:

  • получение прибыли;
  • генерирование финансовых потоков;
  • обеспечение качества жизни;
  • сбережение стоимости.

При этом изменяются легко отслеживаемые проявления деятельности предприятия, а именно:

  • рентабельность (доходность капитала);
  • деловая активность предприятия;
  • денежная устойчивость на рынке;
  • платежеспособность;
  • ликвидность.

Таким образом, влияние на любую из этих сфер вызовет прямое изменение экономического потенциала предприятия. Способы этого влияния могут быть различными, но все они основаны на достижении определенного баланса между ресурсами и их применением.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,054 | 32 | 7.17