Рыночная площадь – именно она во все времена была «сердцем» любого города, местом, где решались важные вопросы, производилось движение по денежным «артериям». Сегодня, когда значительная часть процессов перешла из реальной в виртуальную плоскость, вести торговлю можно не только при личной встрече. Электронные торговые площадки (ЭТП) стали с успехом заменять настоящие аукционы, облегчая взаимодействие сторон.
Вопрос: Компания, применяющая УСНО и исчисляющая налог с разницы между доходами и расходами, подала заявку на участие в госзакупке. Вправе ли она учесть в составе расходов выплату вознаграждения оператору торговой площадки аукциона и электронных торгов?
Посмотреть ответ
Из статьи вы узнаете, в чем особенности такого способа торговых отношений, какие виды ЭТП функционируют в сети Интернет, сможете сопоставить плюсы и минусы электронной торговли, а также сравнить несколько самых популярных электронных площадок.
Определение и суть электронной торговой площадки
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это интернет-ресурс, дающий возможность взаимодействия сторон при осуществлении торговых операций.
Сущность работы этого ресурса – в предоставлении организационных, технических, информационных возможностей для заключения сделок в электронном виде, то есть определенный сервис, благодаря которому эффективность торговой деятельности резко возрастает.
Если в результате использования интернет-сайта была заключена сделка между продавцом и покупателем, поставщиком и заказчиком, значит, можно говорить об использовании ЭТП.
Какую роль в закупках играют электронные площадки?
Существуют специально оптимизированные сайты, ставшие удобными и популярными для такого рода деятельности. Чаще всего посредством ЭТП проводятся такие торговые операции:
- аукционы;
- тендеры;
- госзакупки;
- уточнение котировок;
- запрос предложений;
- конкурс и др.
На каких электронных торговых площадках можно проводить закупки?
Стороны электронной торговли
Покупатель или заказчик инициирует проведение торгов, потому что ему выгодно улучшить условия для приобретения необходимых ему товаров или оказания услуг. В свою очередь, продавец (поставщик) помещает свои предложения для их выгодной реализации. Их взаимодействие происходит через посредника, которым выступает оператор электронной связи либо владелец сайта, где происходит торговля.
Для участия в торгах нужно получить аккредитацию на выбранной электронной площадке, а для этого сначала зарегистрироваться. Статус – покупатель или продавец – выбирается самостоятельно. Если не пройти аккредитацию, можно будет только знакомиться с информацией на сайте, никак повлиять на процесс не получится.
ВАЖНО! Для взаимодействия посредством ЭТП обеим сторонам процесса необходима электронная подпись.
Функции ЭТП
- Торговые операции. Главное предназначение ЭТП – быстрая и эффективная организация торговой деятельности.
- Многофункциональное применение. С помощью ЭТП решается множество разнообразных задач, связанных с возможностью реализации и приобретения товаров и услуг.
- Маркетинговая стратегия. Кроме непосредственно торговли, ЭТП позволяет выяснить и во многом сформировать спрос и предложение, регулируя рыночную ситуацию.
- Инструмент для рекламной деятельности. Дополнительный ресурс для рекламы, за которую не нужно платить. Посредством ЭТП распространяется информация о компаниях, их продукции, ценах и т.п.
- Аналитика. При большом объеме информации, которая опосредованно представлена на торгах с помощью ЭТП, можно сопоставить интересующие параметры по значительному массиву организаций.
- Защита данных. Вследствие электронного документооборота значительно снижается риск утраты или порчи необходимого документа, а также снижается общая нагрузка на делопроизводство.
Виды электронных площадок для торговли
ЭТП классифицируют по их основной направленности, то есть цели, с которой производится торговля.
- Площадки для производства государственных закупок (федеральные ЭТП). Эти ЭТП специально отобраны и аккредитованы для гостендеров, поскольку проводить их можно только в электронной форме. Деятельность на них регламентирована Федеральным законом № 44. Выбирает площадку заказчик, для поставщиков платить за размещение лотов не нужно. По РФ действует всего 5 таких ресурсов:
- «Сбербанк–АСТ»;
- Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП);
- ГУП «АЗРТ»;
- РТС – тендер;
- «ММВБ-Информационные технологии».
- Площадки для закупок с участием государства. На сегодня их около полутора сотен. Единых правил участия нет, их разрабатывают сами ЭТП.
- Коммерческие торговые площадки. Для свободных бизнесменов участие в электронных торгах – дело добровольное, но поскольку это удобно и выгодно, многие предприниматели охотно используют ЭТП. Законодательное основание – тот же Федеральный закон № 223, который требует лишь наличие у фирмы Положения о закупках.
- Площадки по продаже имущества обанкротившихся организаций. Такие торги необходимы в соблюдение закона «О банкротстве» № 127. Они так же, как ЭТП для госзакупок, должны быть аккредитованы, но требования к ним не так суровы, поэтому их значительно больше.
- «Свободные» торговые площадки («В2В»). Любая организация вправе инициировать торги по продаже или закупке с целью оптимизации ресурсов. Название «В2В» расшифровывается как «business-to-business». Каждая такая ЭТП вправе устанавливать свои требования к участию в торгах. Они могут быть различных типов:
- инициированные заказчиками для привлечения поставщиков;
- созданные продавцами для поиска более выгодных условий сбыта и расширении клиентуры;
- посреднические ЭТП, которые создаются третьей стороной, сводящей в одно поле продавцов и покупателей;
- ЭТП для частных лиц – торговля между физическими лицами, не являющимися предпринимателями (самый яркий пример – аукцион ebay.com);
- розничные ЭТП – организация дает возможность купить свой товар частным лицам, в том числе и поштучно (интернет-магазины).
- снижение временных затрат при поиске поставщика;
- финансовая экономия, так как можно выбрать из предложений самое выгодное;
- процесс закупок проходит максимально открыто;
- конкурентное соревнование вместо системы «откатов»;
- для участия в торгах не нужно никуда перемещаться, влияя на процесс из любого места, где есть компьютер;
- приемлемость для любых категорий пользователей, поскольку ЭТП не ограничивает участие.
- возможность быстро отыскать подходящий для сбыта ресурс;
- рекламный потенциал без лишних вложений;
- прозрачность реализации;
- минимум возможностей для коррупционных и «откатных» схем;
- уравнение в правах с другими поставщиками;
- удобство участия (из любого места, дома или офиса по всему миру).
- покупаемую продукцию невозможно проверить до того, как она будет доставлена (общий риск для любой интернет-торговли);
- риск несоответствия сроков доставки и гарантии на товары;
- сложности с подписанием договоров и доставкой, если стороны, заключившие сделку, находятся лишком далеко друг от друга;
- не все компании хорошо относятся к электронным платежам, без которых невозможна интернет-торговля;
- возможные проблемы с интернет-безопасностью (надежность ресурса, компьютерные вирусы, стойкость интернет-соединения и др.);
- значительное повышение уровня конкурентной борьбы.
Плюсы и минусы электронной торговли
Перенесение значительной части торговых процедур в Интернет, безусловно, является прогрессивным. Ведь самое сложное при поиске необходимых товаров или услуг – это не только найти подходящего поставщика, но и оптимальные условия по ценам, доставке и другим параметрам.
Выгода для покупателя
Рассмотрим преимущества для покупателя, связанные с возможностями электронных площадок:
Выгода для продавца
Преимущества ЭТП для продавца (поставщика товаров или услуг) напрямую связаны с их деятельностью. Любой продавец хочет сбыть свой товар на своих условиях, важно только найти покупателя, которого устроят именно такие условия. Хотелось бы, чтобы при этом о твоей организации был проинформирован максимальный круг потенциальных клиентов. ЭТП позволяет с легкостью решить эти проблемы без лишних затрат:
Риски
В нашем мире ничто не совершенно, в системе электронных торгов также есть риски и слабые места. Возможные минусы использования электронных торговых площадок: