Что такое группы однородных сделок

128

Это понятие относится к компетенции Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговики объединяют определенные контролируемые сделки по тем или иным сходным признакам – это делается для целей налогообложения. Какие именно задачи выполняет такая группировка, какие сделки можно считать однородными, по версии НК РФ и Министерства финансов РФ, основные объединяющие критерии рассматриваем в этой статье.

Понятие группы однородных сделок

Налоговый кодекс приводит это понятие в п. 5 ст. 107.7, где говорит о возможности определения рыночной цены сразу для группы однородных сделок. При этом сам термин «однородные сделки» не раскрывается.

Чтобы прояснить ситуацию, Минфин РФ дал разъяснения по этому поводу в письме №03-01-18/9012 от 22 марта 2013 года.

Группа однородных сделок – это несколько договоров, объединенных по предусмотренным законам принципам, относительно которых возможны определенные совместные действия в рамках налогообложения.

Критерии однородности сделок

Выявляя принципы группировки, Минфин взял за основу разъясняемое положение НК РФ о том, что для определения налогооблагаемых доходов (выручки, прибыли) методом определения рыночной цены для группы однородных сделок может выступать один из тех, что указан в подпунктах 2-5 п. 1 ст. 107 НК РФ, а именно:

  • метода цены последующей реализации;
  • затратного метода;
  • метода сопоставимой рентабельности.

Исходя из экономической сущности данных методов, Минфин утверждает, что однородными могут считаться сделки, относительно которых могут быть признаны общими:

  • функции, осуществляемые стороной-налогоплательщиком;
  • метод образования цены товара (услуги, работы);
  • критерий рентабельности для деятельности стороны-налогоплательщика;
  • показатели рентабельности, приведенные в соответствующей бухгалтерской отчетности.

ВАЖНО! Учитывая данные параметры, сторона, являющаяся налогоплательщиком, вправе сама объединять сделки в группы на основании полноты и достоверности сопоставимых характеристик.

Какие сделки считает однородными НК РФ

В согласии с абзацем 2 п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными могут признаны следующие группы сделок:

  1. Сделки, предметом которых являются идентичные или однородные товары, работы, услуги.
  2. Сделки, которые совершались в сопоставимых условиях с точки зрении коммерции и/или финансов.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг содержится в ст. 38 НК РФ. Рассмотрим содержание этих групп подробнее.

Идентичные предметы сделок

Идентичность означает совпадение основных определяющих признаков. Так, идентичными товарами, работами услугами считаются такие предметы сделок, по которым основные характеристики признаются общими.

Идентичность товаров определяется следующими совпадениями:

  • физические свойства;
  • критерии качества;
  • назначение;
  • страна выпуска;
  • производитель;
  • применяемый товарный знак.

Например, ручки «Бик» и «Паркер» не могут быть признаны идентичными, поскольку, несмотря на одно и то же функциональное назначение, выпущены разным производителем и имеют отличающиеся параметры качества.

К СВЕДЕНИЮ! Не слишком важные отличия внешнего вида продукции не берутся во внимание и не могут помешать признать эти товары идентичными (например, ручки «Бик» с зелеными или синими колпачками).

Идентичные работы или услуги должны совпадать в таких характеристиках:

  • параметры исполнителя (подрядчика);
  • его рыночная деловая репутация;
  • товарный знак исполнителя.

ВАЖНЫЙ НЮАНС! Если работа или услуга является комплексной, то есть состоит из отдельных операций, каждая из которых может быть признана отдельным видом работ, то предметом сделки будет считаться указанная таковой в договоре.

Однородные предметы сделок

Однородность, в отличие от идентичности, не предполагает полного совпадения параметров, но предусматривает их значительное сходство.

Однородными товарами считают такую продукцию, которая схожа:

  • в основных характеристиках;
  • в функциональном назначении;
  • в составляющих компонентах;
  • одна может быть заменена другой в коммерческом смысле.

ВНИМАНИЕ! Товарный знак, страна и фирма-производитель, общие критерии качества также имеют важное значение при определении однородности товаров.

Однородными услугами или работами признаются те, которые не являются идентичными, однако, имеют похожие характерные признаки, что может позволить сделать их взаимозаменямыми коммерчески и/или функционально. При этом сравнивают:

  • вид работ (услуг);
  • объем;
  • степень уникальности;
  • те же параметры, что и для идентичности – производитель, товарный знак, качество.

Коммерческая/финансовая взаимозаменяемость предполагает:

  • сходные параметры предметов сделок;
  • сопоставимые функции сторон сделки;
  • анализ условий договорных соглашений, влияющие на образование цены;
  • сравнение рыночных экономических условий сторон сделки (спрос на соответствующие товары, услуги, деловая репутация и пр.);
  • похожие рыночные стратегии сторон контракта.

Для чего используется объединение сделок в группы

В НК РФ указано, что это делается «для целей налогообложения». На практике это означает уменьшение количества и упрощение отчетности и документации, подаваемой в налоговую по вопросам контролируемых сделок.

Налогоплательщики имеют право:

  • использовать указанные в подпунктах 2-5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ методы определения рыночной цены применять сразу для группы контролируемых сделок, признанных однородными;
  • в уведомлениях о контролируемых сделках давать необходимую информацию не по каждой из сделок, а по объединенным в группы однородным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Употребленная в законе формулировка «право», а не «обязанность» позволяет налогоплательщику использовать эту возможность исключительно по своему усмотрению, а не в обязательном порядке.

Что нужно и не нужно указывать в уведомлении об однородных сделках

В таких уведомлениях не требуется приводить конкретные характеристики каждого вида из однородных товаров, такие как:

  • его количество;
  • цена за единицу;
  • где будет совершена сделка;
  • где хранится товар до отправки;
  • транспортные моменты и пр.

Налоговую не интересуют параметры конкретных предметов сделки, для целей налогообложения важна база налогооблагаемой прибыли.

В свою очередь, обязательными данными для уведомления о группе однородных сделок являются:

  • название группы однородных сделок (объединяющее наименование);
  • сумма полученной прибыли (выручки, дохода) или понесенных расходов (затрат);
  • метод определения цены, который применяется сторонами данного контракта.

Пример группирования сделок

Супермаркет продает населению товары широкого потребления, продукты, алкоголь, закупая их у разных поставщиков. Расходы для целей налогообложения руководство определяет методом сопоставимой рентабельности, беря в качестве операционного параметр «рентабельности продаж». Выбирая для анализа сопоставимых поставщиков, бухгалтер использует общедоступные сведения из различных информационных источников. Это вполне реально сделать отдельно по каждой из организаций, поставляющих продукты питания, бытовую химию, алкогольную продукцию и т.п. В связи с этим целесообразно провести группировку именно по данному показателю, не разделяя товары на отдельные виды, а обобщая их по основному признаку:

  • продажа овощей и фруктов (а не отдельно картофеля, яблок и т.п.);
  • продажа мяса и мясной продукции;
  • продажа бытовой химии и т.д.
ДЗЕН! А на нашем Дзен-канале ещё больше интересного! Обязательно перейди и подпишись.
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,080 | 34 | 8.78