Развитие проекта с помощью краудфандинга

33

Краудфандинг – особая форма финансирования проекта. Наиболее популярна в рамках благотворительности, творческих начинаний, однако все чаще используется в чисто коммерческих целях.

Что такое краудфандинг?

На реализацию любого проекта нужны деньги. Существует ряд способов привлечения средств. Это кредиты, обращение к частным инвесторам. У каждого из этих способов есть недостатки:

  • Зависимость от инвесторов.
  • Сложность получения средств начинающими предпринимателями.
  • Высокие проценты при возврате.

На смену этим способам с их минусами и приходит краудфандинг. Его суть: к финансированию привлекаются не банки и крупные инвесторы, а все люди. Любой человек может перевести деньги на развитие проекта.

Распространение краудфандинга связано с изменением социума. Ранее в нем доминировали вертикальные структуры (государство – корпорации – человек), однако их постепенно заменяют горизонтальные структуры, то есть гражданское общество. Теперь, для того чтобы чего-то достичь, необязательно прорываться через корпоративные дебри и банковские системы. Помощи можно попросить у обычных людей напрямую.

Случаи финансирования «всем миром» наблюдались во все века. Вспомнить хотя бы возведение памятника «Минину и Пожарскому», Статуи Свободы в США. Однако широкое распространение народное финансирование получило только с развитием Интернета, когда появилась реальная возможность «говорить» из своего дома буквально со всеми людьми. Впервые термин «краудфандинг» был упомянут в 2006 году. Свежий пример успешного народного финансирования – телеканал «Дождь».

Какие проекты можно успешно запускать с помощью краудфандинга?

Если для банков и частных инвесторов важна, прежде всего, окупаемость проекта, то обычные люди принимают участие в народном финансировании не ради выгоды. Как правило, человека, решившего отправить деньги на развитие проекта, цепляет именно идея и ее подача. Главный принцип краудфандинга – принцип справедливости. Все предприниматели находятся в равных конкурентных условиях. Для того чтобы привлечь как можно больше средств, нужно разработать идею, за которую люди готовы платить. Поэтому в краудфандинге становятся популярными проекты, связанные с экологией, взаимопомощью. Примеры успеха народного финансирования:

  • Независимые СМИ.
  • Инновационные компьютерные игры.
  • Система раздельного сбора мусора.
  • Создание резиденции для проведения встреч с интересными людьми и отдыха.
  • Фермерский магазинчик.
  • Портал об Урале.
  • Мобильное приложение к журналу о цветоводстве.
  • Система производства полностью разлагаемой упаковки из пчелиного воска.

Все это – реальные проекты, которые обязаны своим появлением именно народному финансированию. Вывод – для успеха проект должен быть интересен и полезен большинству людей. Но и это еще не все. Предприниматель может разработать хорошую идею, но важно правильно ее подать. Люди должны понимать реальную пользу от разработки. Здесь пригодятся навыки презентации.

Какую выгоду от краудфандинга получают люди?

Краудфандинг подразделяется на несколько видов в зависимости от способа расчета с инвесторами. Народное финансирование предполагает, что деньги будут поступать от множества людей. Скорее всего, большую часть переводов составят маленькие суммы. Поэтому варианты с тем, что предприниматель позже вернет инвесторам деньги или отдаст часть бизнеса, очень неудобны.

Самый популярный вид краудфандинга – предоставление определенных вознаграждений мини-инвесторам. Реальный пример – канал «Дождь» предлагает своим телезрителям приобрести подписку. В итоге мини-инвесторы получают доступ ко всем материалам, а СМИ – постоянное финансирование. Еще один пример – привлекаются средства на создание компьютерной игры. Люди, финансирующие ее, получат доступ к игре первыми.

ВНИМАНИЕ! Сугубо социальные проекты могут вообще не предполагать вознаграждений. Люди чувствуют удовлетворение уже от того, что кому-то помогли. Однако если это коммерческий проект, о вознаграждении (пусть и символическом) задуматься стоит. Форма его зависит от типа самого проекта.

3 крупные площадки краудфандинга в России

Существует три российских лидера краудфандинга в России:

  1. Planeta.ru. Пионер в народном финансировании. На сайте реализовано 24 категории проектов, включающие социальные, творческие, коммерческие. Предпринимателю нужно указать конкретную сумму, которую он хочет собрать. Деньги на счет будут переведены только в том случае, если собрана вся сумма. Комиссия для коммерческих начинаний составляет 10-15%.
  2. Smipon.ru. На сайте реализовано 10 категорий. Отличие площадки от других – строгая проверка всех этапов (формирование заявки, реализация идеи). Деньги переводятся на счет только в том случае, если собрана вся сумма. Комиссия составит 3,5-5%.
  3. Boomstarter.ru. Включает в себя 15 категорий, включая производство, издательство, творчество. При сборе средств вводятся ограничения по времени. Комиссия составляет 5%.

При запуске проекта имеет смысл ознакомиться со всеми этими площадками.

Основные шаги при запуске проекта на краудфандинговой площадке

Перед регистрацией на площадке нужно проделать следующие шаги:

  1. Разработка проекта. Идея должна быть адаптирована под рынок и потребности ЦА. Требуется продумать бюджет, риски, примерные шаги.
  2. Продумывание PR-стратегии. Суть проектов под краудфандинг в открытости. Если при обращении за кредитом не нужно предпринимать активных действий в общественном пространстве, то при народном финансировании необходимо приобрести широкую аудиторию. Поэтому имеет смысл создать соответствующие паблики в популярных социальных сетях, отправить пресс-релизы в СМИ.
  3. Продумывание рекламы. В краудфандинге не работают громкие призывы. Нужно ясно и просто объяснить человеку, чем проект будет выгоден для социума. Привлечь инвесторов можно за счет эффектных фотографий, инфографики, видео-презентаций.

Рассмотрим стандартные шаги при регистрации на краудфандинговой площадке:

  1. Регистрация.
  2. Описание проекта.
  3. Указание нужной суммы и сроки ее сбора.

Затем следует этап раскрутки проекта. Желательно создать лендинг, подготовить фото- и видеоматериалы.

ВАЖНО! На большинстве сайтов при неполном сборе нужной суммы предприниматель не получает ничего. Однако если получилось собрать больше, чем было нужно, выплачиваются все средства.

5 критериев успешного в краудфандинге проекта

Перед запуском проекта нужно проверить его на соответствие следующим критериям:

  1. Предприниматель точно уверен, что проект получится реализовать.
  2. Проект соответствует нынешним трендам и сезону.
  3. Оригинальность идеи.
  4. Открытость: предприниматель готов выкладывать всю информацию о проекте.
  5. Четкий бизнес-план, по которому спонсоры смогут оценить перспективность идеи.

Даже хорошая идея провалится при плохой подаче. Поэтому нужно предусмотреть в расходах траты на продвижение. Оно может включать в себя создание канала на Youtube, качественные снимки, создание логотипа, раскрутку в социальных сетях.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,054 | 30 | 7.17