Что такое кросс-продажи

1814

Вопрос, как продавать больше без увеличения торговых издержек, породил целый ряд методов и приемов, успешно применяемых в практике бизнеса. Одним из них является метод кросс-продаж, связанный с реализацией дополнительных товаров при покупке основного продукта.

Дополнительные товары – как и что предлагать?

Смысл метода заключается в том, что продавец ненавязчиво рекомендует клиенту, уже решившему приобрести товар и готовому к оплате, другой, связанный с ним. Специалисты часто называют метод «продажей после продажи».

Он широко применяется в интернет-бизнесе, например, при продаже одежды, обуви (покупая платье, клиент видит рекомендации стилиста по подбору аксессуаров к нему – шейных платков, бижутерии, сумки). Другой вариант: при продаже микроволновой печи предлагается купить набор специальной посуды или книгу рецептов блюд, которые можно готовить в микроволновке.

Основных видов кросс-продаж три:

  1. Пакет. Это самый распространенный вид кросс-продаж. Множество примеров пакетных продаж можно видеть в салонах компьютерной техники, связи. При продаже ПК, ноутбука, телефона продавцы предлагают приобрести дополнительно мышь, клавиатуру, сумку для переноски ноутбука, чехол для сотового телефона, защищающее экран специальное покрытие. Продавец озвучивает приобретаемые вместе с дополнительной вещью удобства пользователю, мотивируя его к покупке. Пример: мысль, что в сумке ноутбук удобно переносить и перевозить в автомобиле, сумка сохраняет дорогую, ценную вещь от падений, ударов, подходит по размеру.
  2. Сопутствующий продукт. Дополнительный продукт никак не связан с основным. Пример: в торговую точку поставщик реализует рыбные снеки. Спустя какое-то время он обращается с предложением дополнительного товара – вареных колбас в ассортименте. Первый товар никак со вторым не связан, но если планируется открытие нового отдела по продаже колбасных изделий, торговая точка будет рада сотрудничать с проверенным поставщиком и примет предложение.
  3. Одна группа товара. Возьмем за основу предыдущий пример. В торговую точку поставщик реализует рыбные снеки. Спустя какое-то время он обращается с предложением дополнительного товара – сухих колбасок. Предложение может быть принято с целью разнообразить ассортимент сухих закусок – первый и второй товар относится к одной группе. Как и в предыдущем случае, важную роль играет хорошая репутация поставщика первого товара, гарантирующая качество и регулярность новых поставок. Другой пример: участникам «группы здоровья» в спортивном клубе может быть предложено дополнительно посещение танцевальной группы для усиления положительного эффекта от занятий.

Кроме основных, можно выделить несколько видов кросс-продаж, «перекликающихся» с основными:

  1. Продажа через потребности. Здесь главная задача продавца – понять цель посещения торговой точки и предложить максимальное число товаров, способных удовлетворить потребности. Они могут быть из одной группы, из разных групп или дополнять основной. Пример: покупатель просит торт, продавец выясняет, что речь идет о семейном торжестве. Он предлагает купить дополнительно кофе и подходящий к случаю сувенир. Кроме того, за дополнительную плату предлагается приобрести декоративный пакет.
  2. Величина покупки, размер чека. Такой прием, стимулирующий покупать больше, применяют многие торговые сети. Определенный размер чека гарантирует размер скидки. Например, если покупатель приобрел в этом месяце товар на определенную сумму, он получит скидку на следующий месяц. Если сумма «не дотягивает» до нужного значения, скидка значительно снижается. Это стимулирует покупать товары про запас дополнительно, а не только необходимые на данный момент.
  3. Акция. Если магазин объявляет акцию, снижение цен на определенный товар, это стимулирует продажу товара, даже если ранее в планах у покупателя его не было. «По случаю» покупаются дорогие алкогольные изделия, дорогостоящие предметы быта, например, посуда известной фирмы, если по акции ее цена значительно ниже первоначальной. Такой товар хорошо сочетается с покупкой первоначально запланированных продуктов питания.

На заметку! Кросс-продажи еще называют перекрестными продажами (cross selling). Их следует отличать от приемов апселл (up-sell), направленных на продажу такого же, но более дорогого товара. Обе методики связаны, могут использоваться одновременно.

Факторы успеха

Кросс-продажи полностью основываются на психологии покупателя, на его спонтанном желании совершить покупку, которую он не планировал. Из этого следует необходимость учитывать нюансы поведения покупателя, чтобы благоприятный момент не был упущен.

Основой здесь будет изучение покупательского спроса. Могут применяться самые разнообразные методы, от опроса аудитории до экспериментов, когда предлагаются клиентам поочередно различные дополнительные к основному товары, с анализом результатов.

Комфортные условия дополнительных покупок играют большую роль. К примеру, акционные товары обычно располагают рядом с кассой, настраивая интернет-магазин, предусматривают покупку дополнительного товара за минимальное количество кликов.

В некоторых случаях кросс-продажи осуществляют через формирование наборов товаров. Например, для покупателей, у которых время на покупки ограничено, основные продукты могут предлагаться пакетом, который приобретается за один раз и используется в течение недели. Говоря о кросс-продажах посредством акции, необходимо обращать внимание на ее сроки, ограниченность, иначе эффект будет сведен к нулю.

Работа с персоналом тоже является фактором успеха. Продавцов обязательно необходимо обучать технике кросс-продаж, предлагать грамотно составленные методические материалы, схемы диалогов с покупателем.

Таблица (матрица) совместимости товаров поможет продавцу быстро сориентироваться и сделать клиенту нужное предложение. Обычно она представляет собой сетку, в которую по вертикали и по горизонтали внесены товары (например, по строкам основные товары, а по столбцам дополнительные; галочками отмечаются нужные пересечения).

Важный элемент успеха – контроль эффективности кросс-продаж.

Ошибки и проблемы

Можно сказать, что игнорирование приведенных выше рекомендаций ведет к ошибкам и проблемам при осуществлении кросс-продаж. Соглашаясь с этим в целом, некоторые негативные моменты стоит выделить особо. Коротко перечислим их в заключении:

  1. Некомпетентный сотрудник. У покупателя, которому предлагают дополнительный товар, возникают вопросы о его качестве, полезности, стоимости. Если он видит неуверенность продавца, долго ждет ответа, продажа не состоится.
  2. Доход продавца, как правило, зависит от объема продаж, в то время как стоимость дополнительных товаров, по сравнению с основным, может быть низкой. Вопрос о мотивации продавца здесь выходит на первый план.
  3. Поток покупателей, особенно в розничной торговле, обычно значителен. Кросс-продажа может не состояться по причине физической усталости, высокой загруженности сотрудника. Налицо прямая связь эффективности продаж и разработки рабочего графика учетом установленных трудовых норм.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ