Монополистическая конкуренция

9

Термин «монополистическая конкуренция» связывают с именем Эдварда Чемберлина, экономиста из США, который ввел его в обиход в 1933 году. Он объединяет два, на первый взгляд, несовместимых, понятия: монополию и конкуренцию. Вместе с тем ясно, что соблюсти условия чистой монополии и совершенной конкуренции на практике достаточно сложно. Рыночные реалии формируют промежуточные структуры, которые совмещают в себе черты монополии и конкуренции в чистом виде.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, имеющая отношение к несовершенной конкуренции, наряду с монополией, олигополией и др., один из наиболее распространенных типов несовершенной конкуренции. Экономисты считают монополистическую конкуренцию присущей более розничному рынку, в противоположность оптовой его разновидности.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Чтобы разобраться, что представляет собой это явление, обратимся вначале к терминам совершенной и несовершенной конкуренции.

Теоретики-экономисты называют совершенной конкуренцией такое идеальное состояние рынка, при котором цена формируется продавцами и покупателями исключительно посредством спроса и предложения. Дополнительные рычаги не влияют на рыночную цену продукта. Совершенную конкуренцию еще называют свободной или чистой. Черты чистой конкуренции — множество продавцов и покупателей, равноценных друг другу; их число при этом уходит в бесконечность.  Кроме того, при совершенной конкуренции продаваемая продукция однородна и делима, барьеры для входа на рынок и ухода с него отсутствуют полностью, ресурсы для производства товаров и услуг высоко мобильны, а информация о ценах на каждый продукт доступна всем в равной мере. Практически к совершенной конкуренции ближе всего стоит биржевой рынок.

По мнению некоторых экономистов, такая идеальная структура нежизнеспособна в чистом виде, и чем ближе рыночные процессы к ней, тем более вероятны глобальные экономические кризисы. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не соблюдается, налицо конкуренция несовершенная. Одним из видов ее и является монополистическая конкуренция.

Определяющие черты монополистической конкуренции

Исходя из сказанного, можно определить, что представляет собой монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты.

Монополистическая конкуренция это структура, в которой главенствующую позицию занимает совершенная конкуренция, однако имеются черты монополии в чистом виде. В конкурентной борьбе участвует множество фирм. Они предлагают потребителю товары, имеющие близкие потребительские свойства, продукцию, полностью не заменяемую другой, не идентичную ей.

«Монополистическая» часть здесь выражена в наличии продавца, который представляет собой монополиста по отношению к своему собственному товару, «конкуренция» же выражена в наличии у других фирм товаров хотя и не идентичных, но сходных.

Монополистическая конкуренция (МК) определяется рядом характерных черт.

  1. Дифференциация товаров, продукции. Речь здесь идет о секторе рынка, представленном группой производителей и продавцов неоднородных, хотя и схожих товаров. Отличительные черты товара формируются:
    • его физическими характеристиками;
    • местом производства и продажи;
    • различиями, формируемыми в сознании потребителей рекламой, упаковкой, наличием или отсутствием торговой марки, сформированным имиджем производителя.
  2. Кстати говоря! Дифференциацию можно рассматривать, подразделяя на горизонтальную (насколько товар соотносится с личным вкусом потенциального покупателя) и вертикальную (насколько сформированные ранее среди потребителей представления о «плохом» и «хорошем» товаре влияют на личный выбор при покупке). При этом предполагается равный уровень цен на товар.

    Указанная характеристика как явление может влиять на рыночные цены, но в ограниченной степени. Потребитель, привыкая к определенной марке и товару этой марки, может продолжать пользоваться им, даже если продавец или производитель повысят цену. Однако ясно, что безграничное повышение цены на товар при наличии его заменителей со схожими качествами заставляет того же потребителя обращать внимание на продукцию иных фирм.

  3. Значительное количество фирм, предлагающих сходный товар. Эта черта рынка МК ведет к невозможности отдельных фирм кардинально влиять на цену товара и исключает предварительную договоренность между фирмами об удержании определенного уровня цен на товар (ценовой сговор).
  4. Вхождение в отрасль новых участников рынка и выход упрощены. Фирмы, уже ставшие участником рыночных отношений в данной области, имеют небольшие размеры, как и только что вступившие (вступающие) в него. Масштаб производства в условиях МК не велик. Масштаб требуемых финансовых и иных вложений – аналогично. Чтобы привлечь новых покупателей вместе с тем требуются значительные рекламные расходы, нестандартные маркетинговые приемы и идеи.
  5. Жесткая конкуренция неценового характера. Наиболее очевидный способ увеличить продажи – снижение цен. Зачастую он имеет психологическое значение и влияние на покупателя (крайне незначительное снижение цен при наличии «громкой» рекламы и т.п.). Однако МК предполагает и другие способы осуществления конкуренции:
    • усиление качественных различий, потребительских свойств товара;
    • совершенствование рекламных технологий, технологий сбыта уже имеющегося товара.

Отдельно следует отметить такую черту МК, как высокая информированность участников рыночных отношений об условиях и ценах.

Перспективы рынка и прибыль

Оценка прибыльности модели МК невозможна без привязки к временным рамкам.

Выход на рынок с новым товаром, имеющим уникальные потребительские, иные технические свойства, делает фирму на практике монополистом данного товара. Поведение производителя (продавца) имеет все черты монополиста: она имеет уникальный товар, спрос на который устойчив у определенных потребителей, нередко значительного их числа.

Имеется возможность завышать цены без падения объема реализации.

При этом, как правило, рынок насыщается не полностью, потребители «недополучают» некоторое количество нужного им товара, а уровень цен фирма удерживает исходя из своих интересов, т.е. контролирует цену.

Такова краткосрочная перспектива рассматриваемого нами явления.

Находясь, как уже отмечалось, между двумя точками: чистой монополией и чистой конкуренцией, монополистическая конкуренция стремится именно к чистой, совершенной конкуренции. На рынок пребывает все большее число фирм, выпускающих сходный товар, с целью получения прибыли. Возможность увеличения прибыли снижается, стремясь к нулевой отметке. Фирмы могут также покидать рынок, т.е. процесс происходит двояко. Вместе с тем и спрос на товары не исчезает совсем, не снижается. Последнее служит гарантией присутствия фирм в определенном рыночном секторе после достижения равновесия.

Сокращение спроса ведет к невозможности производителей и продавцов покрывать расходы на производство и реализацию товара, перемещению их ресурсов в более прибыльные сферы рынка.

Уход с отраслевого рынка, колебания (движение вверх) кривых спроса и предельного дохода продолжаются до момента достижения нового равновесия.

Выгоды и проблемы монополистической конкуренции

Преимущества и недостатки рынка МК проистекают из его характерных черт и особенностей, о которых шла речь выше.

Выгодные условия создаются для покупателей, потребителей товаров, услуг. Выбор велик, а цены определяются исключительно спросом. В то же время цена продукта, уплаченная потребителем, выше, чем понесенные издержки.

Размер фирм-участников невелик, ресурсы их также ограничены. Высокий экономический риск при попытке расширить производство, как следствие — высокий уровень банкротства. Общий высокий уровень нестабильности рынка.

О главном — коротко

Монополистическая конкуренция – экономическая модель, сочетающая в себе черты свободного конкурентного рынка и монополии в чистом виде, один из видов несовершенной конкуренции. Ее суть состоит в наличии на рынке множества производителей, продавцов, предлагающих потребителю сходный, однако не полностью идентичный товар, услуги. При наличии жесткой конкуренции вхождение в такой рынок максимально упрощено.

На начальной стадии и в краткосрочной перспективе МК имеет черты монополии, в дальнейшем процесс развивается в сторону совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция несет выгоды прежде всего потребителю продукции. Фирмы, предлагающие к продаже товары или услуги, ограничены в ресурсах и размерах, что приводит к невозможности увеличения производства, ограничивает экономические перспектив малого и среднего бизнеса.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
Юрий Субботин
Есть вопрос? Спроси у нас!
онлайн
0,073 | 53 | 8.78