Особенности планирования прибыли на предприятии

73

Получение прибыли – основная цель любого предпринимательства. Все бизнес-процессы, происходящие в организации, направлены на конечный итог – прибыльность, рентабельность, доходность. Это значит, что для них необходима определенная политика, выработанная организацией, которая включает в себя мероприятия по планированию, управлению и корректировке.

Рассмотрим, для решения каких задач необходимо планировать будущую прибыль, а также проанализируем методы, действующие в экономической практике для этого процесса.

Значение учета потенциальной прибыли

Прибыль – чистые доходы организации от различных видов ее деятельности, «освобожденные» от затрат на изготовление и продажу, а также трат на различные обязательные платежи в виде налогов и отчислений в социальные фонды. Если вычесть из полученного дохода все понесенные издержки, получим сумму, составляющую прибыль. Именно ее и необходимо планировать для решения основных бизнес-задач.

Планирование прибыли – это достаточно сложный процесс, не сводящийся к «чем больше, тем лучше». Оценка прогнозируемых доходов должна быть объективной. От нее напрямую зависит:

  • вопрос своевременного и достаточного снабжения сырьем, материалами, инструментами и другими средствами производства;
  • возможность регулировки оплаты труда наемного персонала;
  • тенденции взаимоотношений с контрагентами;
  • перспективы модернизации производства, увеличения ассортимента, динамики технологических процессов и других инноваций;
  • регулирование цен на продукцию (работы, услуги);
  • оценка соотношений предполагаемых рисков и потенциальных «бонусов».

СПРАВКА! На макроэкономическом уровне планирование прибыли позволяет оказывать влияние на экономику страны в целом.

Виды плановой прибыли

Плановая прибыль – это экономически обоснованный показатель, уровень которого призван обеспечивать в достаточном количестве все потребности и обязательства предприятия, а также динамику в его развитии.

Поскольку сама прибыль может быть классифицирована по разным основаниям, планируют ее также раздельно. Наиболее общепринятым является разделение по видам деятельности организации. Отдельно учитывается прибыль:

  • от сбыта товаров (производимых на фирме или перепродаваемых);
  • от оказания услуг, производства работ и других «нетоварных» продаж;
  • от продажи или сдачи в аренду основных фондов организации;
  • от реализации нематериальных активов (авторских, имущественных прав и др.);
  • по внереализационным операциям.

В зависимости от того, какие доходы и расходы идут в учет, можно рассматривать (а следовательно, и планировать) такие виды прибыли:

  • бухгалтерскую – представляет собой сумму выручки за вычетом издержек на производство, к которой прибавлены в случае доходов или вычтены в случае убытка средства на внереализационные операции;
  • экономическую – полученный доход минус себестоимость;
  • чистую – средства, остающиеся в распоряжении предприятия после всех положенных выплат, в том числе и налоговых.

ВАЖНО! При планировании прибыли не берутся в расчет акцизные платежи и налог на добавленную стоимость, потому что их отчисляют еще до того, как формируется сумма прибыли.

Период планирования

Оптимальным считается оперативное (поквартальное) планирование прибыли. Более длинный установленный срок неминуемо отразится на точности прогнозов, а меньший не даст пространства для необходимых экономических маневров.

Часто применяется также текущее планирование (бюджетирование), предполагающее распределение средств на календарный год. Оно базируется на предшествующих показателях, а также на анализе и прогнозе финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Результатом бюджетирования будет план текущих расходов и доходов.

Начинать прогнозирование потенциальной прибыли рекомендуется после того, как определена примерная себестоимость продукции и установлены плановые нормы по реализации.

Методы, применяемые для планирования прибыли

Экономическая практика выработала ряд подходов к осуществлению планирования будущей прибыли.

  1. Метод прямого счета. Является самым простым и достаточно эффективным способом установления потенциальных доходов на будущий период. Его целесообразно применять, если ассортимент производимой продукции относительно невелик, а цены на него и уровень сбыта достаточно стабильны. В таком случае можно относительно легко подсчитать разницу между затратами на себестоимость и потенциальной выручкой. Для этого применяется следующая формула:

    ПП = (Пр + Под + Пвр) – Н

    где:

    • ПП – прогнозируемая прибыль организации;
    • Пр – прибыль от реализационной деятельности;
    • Под – прибыль о операционной деятельности;
    • Пвр – прибыль от внереализационных операций (или убыток, тогда величина будет отрицательной);
    • Н – налоги (акцизы и НДС).
  2. Метод прямого счета достаточно точен и объективен, но может быть трудоемким в использовании при разнообразии продукции. С помощью этого способа можно планировать прибыль в зависимости от количества выпускаемой продукции и по объему продаж.

    Денежное выражение товарного выпуска предусматривает учет себестоимости и сметы затрат на реализацию:

    ПVвып. = ∑ц.р. – СС

    где:

    • ПVвып. – прибыль от объема выпущенных за определенный период товаров;
    • ц.р. – сумма, которую планируется выручить по ценам реализации;
    • СС – полная себестоимость этого объема продукции.

    Чтобы запланировать прибыль от реализованных товаров, нужно учесть актуальный уровень цен и себестоимость, а также стоимость продукции, оставшейся нераспроданной:

    ПVр. = ∑ц.в. – СС — ∑о.

    где:

    • ПVр – планируемая прибыль от объема реализации;
    • ц.в. – сумма планируемой выручки;
    • СС – себестоимость;
    • о. – сумма, составляющая стоимость нереализованных остатков.
  3. Метод поассортиментного планирования прибыли. Является разновидностью предыдущего способа расчетов. Его удобнее применять при расширенном ассортименте, вычисляя планируемую прибыль по каждому виду продукции отдельно.
  4. Нормативный метод. В основе лежит принятая система различных норм, среди которых могут быть:
    • норма прибыли на активы организации;
    • норма прибыли на единицу проданного товара;
    • норма прибыли на единицу собственного капитала и др.
  5. Этот метод является достаточно точным и дает большие возможности в составлении прогнозов, но он актуален только тогда, когда производство стабильно и можно говорить о более-менее постоянном уровне цен.

  6. Метод экстраполяции предполагает изучение прибыли прошедших периодов и учет различных факторов, повлиявших на ее размер. На основе сопоставления факторов можно сделать прогноз и на плановый период. Этот метод удобнее для проектных и технических организаций.
  7. Аналитический метод удобен для применения при мультиассортиментном производстве. Планируемая прибыль учитывается не отдельно по видам продукции, а по всему товарному выпуску целиком. Если продукция слишком отличается по характеристикам, то прибыль по несопоставимым видам можно проанализировать отдельно. Применение аналитического метода предусматривает несколько этапов:
    • базовая рентабельность – этот параметр вычисляется сравнением прогнозируемой прибыли с полной себестоимостью за аналогичный период;
    • исходя из предыдущего показателя, определяется объем продукции для производства в учетном периоде, а отсюда планируется прибыль на данный объем;
    • многофакторный анализ: учет рыночной ситуации, ценовых колебаний, падения или роста спроса, изменения в технологии, качестве, сортах производимой продукции и др.
  8. Метод совмещенного расчета комбинирует аналитический и прямой подсчет потенциальной прибыли. Таким образом удачно сочетаются точность и достоверность расчетов и учет различных факторов, могущих повлиять на размеры прибыли. Кроме того, снимаются ограничения по трудоемкости вследствие широкого ассортимента продукции. Главным показателем этого метода является рентабельность – то есть не просто количественная «масса» прибыли, а соотнесение ее с затратами и рисками производства (коэффициент рентабельности).
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,059 | 34 | 7.16