О сайте
Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Штрих-код и его расшифровка

609

Штриховой код представляет собой вид информации, наносимой на упаковку товара, и дающей представление об основных свойствах того или иного товара. Наносится штрих-код либо в виде последовательно располагаемых черных и белых полос, являющихся продолжением идеи азбуки Морзе, либо в виде геометрических рисунков, расположенных в определенной последовательности.

Расшифровка и структура

Штрих-код EAN-13

Тринадцатизначный код EAN разделяется на отдельные структурные зоны:

  • 3 цифры для префикса, означающего код национальной (региональной) организации, в реестрах которой зарегистрирован производитель. Будет неправильным отнесение этого 3-значного префикса к коду страны-производителя. Это именно код регистрирующей организации, которая может находиться совсем в другой стране;
  • от 4 до 6 цифр для номера регистрации производителя или дистрибьютора товара;
  • 3-5 цифр для кода товара. Эти цифры не имеют отношения к характеристикам товара по цвету, весу и т.д. Это – номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных продавца, в которой, в свою очередь, под порядковым номером со штрих-кода зарегистрированы наименование товара, его вес и цена;
  • от 1 до 2 цифр – внутренний код изготовителя, отражающий некие производственные процессы;
  • одна цифра для контрольного числа, необходимого для запуска считывания сканером;
  • опциональное поле со знаком «>», означающим «свободную зону».

Расчёт контрольной цифры в штрих-коде

Воспользуйтесь приведённым ниже алгоритмом:

  1. Сложите цифры, находящиеся на четных местах: 2+4+6+8+0+2=22
  2. Полученную сумму умножьте на 3: 22*3=66
  3. Сложите цифры, находящиеся на нечетных местах (кроме последней, контрольной): 1+3+5+7+9+1=26
  4. Сложите числа, полученные в п.2 и п.3: 66+26=92
  5. Отбросьте десятки: 92-90=2
  6. Из 10 вычтите полученное в п.5: 10-2=8

Полученная цифра и есть контрольная. Если не совпала — товар может быть произведён незаконно.

Штрих-коды стран производителей

Код производителя Страна Национальная организация EAN/UCC
00-13 США и Канада UCC (U.S.A. & Canada)
30-37 Франция GENCOD-EAN France
380 Болгария BCCI (Bulgaria)
383 Словения EAN Slovenia
385 Хорватия EAN Croatia
387 Босния и Герцеговина EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina)
400-440 Германия CCG (Germany)
45-49 Япония Distribution Code Center — DCC (Japan)
460-469 Россия UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation)
471 Тайвань EAN Taiwan
474 Эстония EAN Eesti (Estonia)
475 Латвия EAN Latvia
476 Азербайджан EAN Azerbaijan
477 Литва EAN Lithuania
478 Узбекистан EAN Uzbekistan
479 Шри-Ланка EAN Sri Lanka
480 Филиппины PANC (Philippines)
481 Беларусь EAN Belarus
482 Украина EAN Ukraine
484 Молдова EAN Moldova
485 Армения EAN Armenia
486 Грузия EAN Georgia
487 Казахстан EAN Kazakhstan
489 Гонконг HKANA (Hong Kong)
50 Великобритания E Centre UK
520 Греция HELLCAN — EAN HELLAS (Greece)
528 Ливан EAN Lebanon
529 Кипр EAN Cyprus
531 Македония EAN-MAC (FYR Macedonia)
535 Мальта EAN Malta
539 Ирландия EAN Ireland
54 Бельгия, Люксембург ICODIF/EAN Belgium.Luxembourg
560 Португалия CODIPOR (Portugal)
569 Исландия EAN Iceland
57 Дания EAN Danmark
590 Польша EAN Poland
594 Румыния EAN Romania
599 Венгрия EAN Hungary
600-601 Южная Африка EAN South Africa
609 Маврикий EAN Mauritius
611 Марокко EAN Maroc (Marocco)
613 Алжир EAN Algeria
616 Кения EAN Kenya
619 Тунис TUNICODE (Tunisia)
621 Сирия EAN Syria
622 Египет EAN Egypt
624 Ливия EAN Libya
625 Иордания EAN Jordan
626 Иран EAN Iran
627 Кувейт EAN Kuwait
628 Саудовская Аравия EAN Saudi Arabia
629 Объединенные Арабские Эмираты EAN Emirates
64 Финляндия EAN Finland
690-693 Китай Article Numbering Centre of China — ANCC (China)
70 Норвегия EAN Norge (Norway)
729 Израиль Israeli Bar Code Association — EAN Israel
73 Швеция EAN Sweden
740 Гватемала EAN Guatemala
741 Сальвадор EAN El Salvador
742 Гондурас EAN Honduras
743 Никарагуа EAN Nikaragua
744 Коста-Рика EAN Costa Rica
745 Панама EAN Panama
746 Доминиканская Республика EAN Republica Dominicana
750 Мексика AMECE (Mexico)
759 Венесуэла EAN Venezuela
76 Швейцария EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera)
770 Колумбия IAC (Colombia)
773 Уругвай EAN Uruguay
775 Перу EAN Peru
777 Боливия EAN Bolivia
779 Аргентина CODIGO — EAN Argentina
780 Чили EAN Chile
784 Парагвай EAN Paraguay
786 Эквадор ECOP (Ecuador)
789 Бразилия EAN Brazil
80-83 Италия INDICOD (Italy)
84 Испания AECOC (Spain)
850 Куба Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba)
858 Словакия EAN Slovakia
859 Чехия EAN Czech
860 Югославия EAN YU (Yugoslavia)
867 Северная Корея EAN DPR Korea (North Korea)
869 Турция Union of Chambers of Commerce of Turkey (Turkey)
87 Нидерланды EAN Nederland (Netherlands)
880 Южная Корея EAN Korea (South Korea)
885 Таиланд EAN Thailand
888 Сингапур SANC (Singapore)
890 Индия EAN India
893 Вьетнам EAN Vietnam
899 Индонезия EAN Indonesia
90-91 Австрия EAN Austria
93 Австралия EAN Australia
94 Новая Зеландия EAN New Zealand
955 Малайзия Malaysian Article Numbering Council (MANC)
958 Макао EAN Macau

Назначение штрих-кода

Введение в действие штрихового кода имело место в 1974 году, хоть патент на его изобретение был выдан в 1962 году.

Изначально назначением штрих-кода было нанесение маркировочных признаков на товары потребления с целью упрощения процедуры передачи товаров на реализацию и их последующей продажи конечным потребителям.

В настоящее время штриховой код имеет и иные функции, а именно:

  • функцию идентификации товара при помощи сканеров;
  • функцию учета и контроля товаров на складах;
  • логистическую функцию – транспортировку, разгрузку, погрузку и т.д.;
  • функцию оптимизации обслуживания;
  • статистическую функцию, необходимую для исследований в сфере маркетинга.

Местом нанесения штрихового кода является упаковка товара, а способом его нанесения – приклеивание ярлыков с нанесенными на них печатными штрих-кодами.

Виды штрих-кодов

Существует два вида штриховых кодов, дифференцируемых по типу наносимых на товар графических изображений: линейный и двумерный. Различие состоит в способе кодирования информации и в способе ее считывания.

Линейный код читается по горизонтали, то есть в одном направлении. К линейным штрих-кодам относятся следующие подвиды, различающиеся, в том числе, и по количеству включаемых в код символов. Например, код EAN имеет два варианта – восьмизначный и тринадцатизначный. Логично предположить, что 13-значный код включает в себя больший объем информации о товаре.

Однако по сравнению с двумерными кодами все линейные штриховые коды обладают относительно малой информативной емкостью.

Двумерные штриховые коды изначально создавались для включения в них большего объема информации. Для обеспечения желаемой цели была разработана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания – горизонтальное и вертикальное.

Дополнительно двумерные штриховые коды дифференцируются на:

  • коды с несколькими уровнями (stacked), представляющие собой совокупность линейных кодов, расположенных друг над другом;
  • матричные, то есть представляющие собой плотное размещение информации по вертикали.

Современные двумерные штриховые коды могут вмещать в себя, в зависимости от количества слоев, от 7 до 1900 байт информации о товаре.

Применение в штрих-кодов в РФ

В Российской Федерации наиболее распространенным видом штриховых кодов являются линейный 13-значный и линейный 8-значный.

Предполагается, что в ближайшее время в РФ будет введен в действие расширенный штриховой код, в который будет вноситься информация о дополнительных характеристиках товара. Например:

  • при нанесении штрих-кода на мясную продукцию будет дополнительно вводиться информация о дате забоя и о способе выращивания скота у производителя;
  • при нанесении штрих-кода на рыбную продукцию предполагается вводить информацию о количестве улова и о способе раздела тушек рыбы.

Считывание

Функциональная польза от штрих-кодов может быть только в случае применения сканеров, считывающих со штрих-кода информацию. То есть отсутствие сканера сделает из штрих-кода всего лишь более или менее красивую картинку.

В настоящее время существуют два вида сканеров – стационарные, то есть кассовые, и портативные, чаще всего выглядящие как небольшая трубка с читающим устройством на одном из ее концов.

Применение того или иного вида сканера обусловлено их разрешительной способностью при считывании информации, объемом товаров, товарооборотом и количеством покупателей.

Сканер, считывая информацию, находится в постоянном контакте с базой данных конкретного субъекта предпринимательской деятельности. То есть, считывая штриховой код, сканер передает в компьютерную сеть не только факт покупки или отгрузки, но одновременно запускает алгоритмы перерасчета остатков продукции на складе и выдает информацию о необходимости пополнения запасов.

Что касается EAN-8:
По сути это младший собрат EAN-13, был введён для малоразмерных упаковок, для таких, где нет достаточно места для нанесения символики EAN-13.

Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Вход на сайт
Регистрация

Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с Политикой сайта и Правилами форума

Спасибо за регистрацию на сайте

Смена пароля

Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

КонсультантПлюс
Правовая поддержка бизнеса
Ассистентус — это сайт для малого бизнеса
  • У вас есть вопрос на тему бухгалтерии, налогов, персонала, предпринимательства? Наши штатные консультанты готовы вам бесплатно помочь.
  • На сайте публикуются актуальные новости и статьи, работает Email-рассылка.
  • В нашей базе более 1500 документов с подробными описаниями и файлами для скачивания.
  • У нас много различных сервисов: калькуляторы, календари, справочники, классификаторы.
Отправить сообщение об ошибке