Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Смена юридического адреса. Пошаговая инструкция

30915

Когда ООО решает поменять юридический адрес, нужно быть готовым к тому, что эта процедура не из простых. Адрес относится к регистрационным данным, для изменения которых нужно произвести несколько процедур с использованием большого количества документов. Но если тщательно следовать рекомендациям и действовать, не упуская ни одного шага, вполне возможно осуществить этот процесс собственными силами, избежав излишних хлопот.

Какие существуют последствия несовпадения юридического и фактического адресов?

Зачем менять эти регистрационные данные

Юридический адрес – это место, где находится организация, отраженное в ее уставе и закрепленное в государственном реестре юрлиц. Адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо, не только определяет его территориальное расположение, но и свидетельствует об отношении к тому или иному контролирующему налоговому органу.

Изменится ли регистрационный номер в ПФР при смене организацией места нахождения?

Если ООО или юридическому лицу другой организационно-правовой формы хозяйствования потребовалось сменить юридический адрес, это может быть вызвано одной из следующих причин:

  • перенесение центра деятельности в другой регион;
  • более удобное расположение для сдачи отчетности;
  • возможность эффективного сотрудничества с другим отделением ИНФС;
  • срок действия договора о предоставлении юридического адреса истек и не подлежит продлению.

ВАЖНО! Если адрес меняется, это не обязательно означает автоматическую смену налоговой, иногда перемещение местонахождения фирмы остается в рамках действия прежнего подразделения ИНФС.

Изменения в уставе или только в ЕГРЮЛ

Уже несколько лет действует новый порядок указания юридического адреса в уставных документах, согласно которому разрешается определять местонахождение юрлица путем обозначения принадлежности к конкретному муниципальному образованию (ст. 54 ГК РФ). Отсюда следует, что если фирма меняет адрес в рамках того же самого региона, который указан в уставе, то изменения нужно вносить только в ЕГРЮЛ.

Если же в уставе юрадрес написан полностью, то менять сведения нужно будет не только в ЕГРЮЛ, но и в уставе, для чего предусмотрена подача другой специальной формы – Р13014.

В то же время не понадобится предоставлять заявление в налоговую по изменившемуся адресу в таких ситуациях:

  • регион местонахождения юрлица остался неизменным;
  • адрес изменен на принадлежащий тому участнику или собственнику, который имеет право действий от имени ООО без предъявления доверенности;
  • юрлицо «переезжает» по адресу владельца половины и более голосов от общего числа учредителей организации.

Вопрос: Юридическое лицо изменило в своем наименовании организационно-правовую форму с ЗАО на АО, также произошла смена юридического адреса. Обязана ли организация самостоятельно уведомить об этом внебюджетные фонды: ПФР, ФСС РФ, ФФОМС?
Посмотреть ответ

Какие документы нужно подготовить

Прежде чем начать процедуру изменения адреса ООО, убедитесь в наличии необходимого пакета нужной документации.
Для подготовки к подаче заявления на изменение юридического адреса:

  • удостоверение личности генерального директора;
  • ИНН гендира;
  • документ, удостоверяющий право владения (или договор аренды) на получаемый адрес (копия).

Для регистрации измененного адреса в отделении ИНФС:

  • подготовленное заявление, заверенное у нотариуса, по форме 13014;
  • протокол общего собрания об изменении местонахождения формы;
  • устав организации или лист принятых к нему изменений – 2 экземпляра;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей;
  • документы о регистрации проспекта акций, об освобождении от обязанности раскрывать сведения о ценных бумагах, а также об увеличении уставного капитала, утвержденные Банком России;
  • бумаги, удостоверяющие права на декларируемое помещение (копии).

Для нотариуса при заверении заявления:

  • все документы, перечисленные выше;
  • свежая (не старше месячной давности) выписка из Единого госреестра юрлиц;
  • уставные документы организации;
  • ИНН организации;
  • свидетельство ОГРН;
  • документ о назначении руководителя фирмы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нотариусу достаточно будет увидеть оригиналы этих документов, оставлять ему копии не понадобится. Уточните точный перечень бумаг у конкретного нотариуса перед обращением к нему.

Замена печати и уведомление контрагентов

Как правило, на оттиске печати есть сведения о месте нахождения предприятия. Поэтому, если адрес меняется, то новшества необходимо изменить и на печати.. Кроме того, об этом стоит сообщить и контрагентам. В этом случае рекомендуется отправить письмо с указанием нового местонахождения. Такие письма рекомендуют отправлять и в бумажном, и в электронном формате.

Если партнеров не предупредить об изменении адреса, то ответственности за это не будет. Однако есть риск, что важные документы, например, акты, счет-фактуры и т.п., просто затеряются. А это, в свою очередь, грозит невозможностью подтвердить расходы, завершить сделку и т.д.

То же касается электронной подписи. Чтобы заменить ее, надо обратиться в ФНС.

Организация переезда сотрудников

Дальше необходимо выполнить техническую часть ─ организовать переезд сотрудников и имущества. В таких условиях нередко приходится привлекать сотрудников к внеурочной работе. Например, если переезд намечен на вечернее время или на выходной. В этой ситуации работодатель обязан оплатить сверхурочное время, потраченное сотрудниками на процедуру, в следующих размерах:

  • в 1,5 раза ─ за первые 2 часа задержки на работе;
  • в 2 раза ─ за последующие часы.

А если сотрудников привлекли к труду в выходной, то согласно ст. 153 ТК РФ, им положен дополнительный выходной.

Для перевозки оборудования с имуществом организация вправе привлечь транспортно-логистическую компанию либо использовать личный транспорт и труд своих служащих. Если привлечены сторонние компании, то расходы на них нужно учитывать, как внутриорганизационные. В то же время плата за услуги предприятий, оказывающих другую помощь в процессе переезда, учитывается как прочие расходы.

В отдельных случаях бухгалтер должен произвести сверку расчетов с арендодателем. А если помещению, которое покидает организация, нанесен ущерб, то по согласованию с собственников здания руководитель должен сделать ремонт, выплатить материальную компенсацию или оказать другие услуги.

Меняем адрес – меняем устав

Более сложный путь, предусматривающий внесение новых данных в устав, где до этого юридический адрес был указан полностью, а не только наименованием населенного пункта. Пройдем его поэтапно.

Шаг 1. Протокол. На общем собрании учредителей принимается решение о том, что будет произведена смена юридического адреса. Если участник единственный, он выносит такое решение самостоятельно. Результат закрепляется в письменном виде.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Обратите внимание на датирование протокола, так как заявление в налоговый орган необходимо подать не позже, чем спустя трое суток после подписания протокола. Просрочка чревата серьезными штрафами – до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Шаг 2. Подготовка Р13014. Бланк заявления можно взять из Интернета или получить в налоговой. Его потребуется заполнить, внеся в графы таблицы сведений по образцу, с которым также можно познакомиться в электронном виде. Нужно использовать шрифт Courier New 18 размера, при этом все буквы должны быть заглавными. Заполнять форму вручную не возбраняется, при этом писать нужно черной пастовой ручкой большими печатными буквами.

Если некоторые листы формы остаются пустыми, печатать и подавать их не нужно.

В строках, куда вписываются адреса, нужно применять сокращения, предусмотренные соответствующими требованиями, изложенными в ФИАС (Федеральной информационной адресной системе ФНС).

К СВЕДЕНИЮ! Если у генерального директора имеется личный ИНН, указывать его обязательно. Если он не получал ИНН, поле нужно оставить пустым.

Шаг 3. Новый устав. Нужно подготовить новую редакцию уставных документов либо лист изменений с новыми адресными данными. Понадобятся два экземпляра. Если в них несколько страниц, их не обязательно прошивать, достаточно степлера или обычных скрепок.

Шаг 4. Оплата государственной пошлины. Можно сделать это онлайн и распечатать полученную квитанцию. Оплата должна исходить от руководителя организации. Распечатанную квитанцию нужно прикрепить к первому листу заявления.

Вопрос: Организация сменила юридический адрес. Нужно ли перерегистрировать кассовый аппарат, который зарегистрирован по адресу обособленного подразделения?
Посмотреть ответ

Шаг 5. Заверение заявления у нотариуса. Документы, которые нужно будет иметь при себе, перечислены выше. В присутствии представителя закона генеральный директор должен поставить свою подпись с расшифровкой Ф.И.О. в предусмотренной для этого строке заявления (это должно быть сделано исключительно от руки). Нотариус прошивает и нумерует все страницы заявления.

К СВЕДЕНИЮ! Одновременно у нотариуса можно оформить доверенность на другое лицо, которое сможет подать заявление в налоговую вместо руководителя.

Шаг 6. Подача заявления в налоговую. Директор, удостоверив свою личность с помощью паспорта, несет в ИНФС заверенное заявление и остальной пакет документов, перечисленный выше, и подает их инспектору. В ответ он должен взять у инспектора расписку в том, что документы получены.

Шаг 7. Получение листа из ЕГРЮЛ. 5 дней спустя гендиректор ООО, нанеся следующий визит в ИНФС и предъявив полученную расписку, сможет получить лист записи госреестра, в который будут внесены соответствующие изменения, затронувшие юридический адрес. Также ему выдадут один из поданных ранее экземпляров обновленного устава с проставленной печатью налоговиков.

Вопрос: ООО подало в регистрирующий орган документы для внесения изменения в ЕГРЮЛ в связи со сменой адреса организации, при которой изменяется место нахождения юридического лица. Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации. Основанием послужило наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе места нахождения юридического лица, выразившейся в отсутствии детальной конкретизации адреса в заявлении по форме N Р14001. В частности, налоговый орган указал, что помимо номера офиса необходимо указывать все элементы адреса, содержащиеся в договоре аренды помещения, в том числе этаж и номер комнаты. Правомерны ли действия регистрирующего органа?
Посмотреть ответ

Меняем адрес только в госреестре

Если в уставе ООО местоположение юрлица обозначено названием муниципального объединения, то процедура смены адреса будет происходить значительно проще. Рассмотрим необходимые шаги.

Шаг 1. Подготовка протокола. Этот шаг аналогичен соответствующему этапу в вышеизложенной процедуре.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сам протокол не требуется, если вы регистрируете изменения адреса, не затрагивая уставных данных. Тем не менее, некоторые налоговые инспекции запрашивают этот документ, ведь если нарушен трехдневный срок подачи, это будет поводом для штрафа. Так что рекомендуется во избежание дополнительных хлопот все же иметь оригинал протокола при себе.

Шаг 2. Подготовка формы Р1400. Бланк скачиваем в Интернете или получаем в налоговой. Заполняем его, соблюдая те же требования к оформлению, что указаны при соответствующем шаге первой процедуры.

Шаг 3. Визит к нотариусу. Юрист заверяет собственноручную подпись руководителя на заявлении, брошюрует его и нумерует листы.

Шаг 4. Подача документов в ИНФС. Все необходимые документы подаются директором или уполномоченным лицом (доверенность должна быть оформлена письменно и нотариально заверена) инспектору ИНФС. На руки возвращается расписка о принятии документации.

Шаг 5. Результат регистрации. После того, как истекли 5 предусмотренных законом дней со дня подачи, можно получить лист записи единого госреестра с новыми адресными данными.

К СВЕДЕНИЮ! Госпошлина за данную процедуру не взимается.

При обоих путях финальным аккордом будет уведомление всех контрагентов о том, что организация получила новый юрадрес.

Возможные проблемы и как их избежать

При изменении юридического адреса представители ООО могут столкнуться с определенными сложностями. Чтобы не возникло проблем в контролирующих органах, тщательно проверяйте все предоставляемые сведения, особенно о новом юридическом адресе. Если ИНФС по каким-либо причинам будет сомневаться в достоверности смены нахождения и/или регистрации ООО, вероятнее всего, процедура смены будет приостановлена. Это делается с целью проверки предоставленных данных. Проверка не затянет соков – закон отводит на нее максимум 30 дней. Если нарушений не выявится, налоговая выдаст документ – решение о перемене адреса. При несоответствии данных ООО получит отказ.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии (2)
Комментарии (2)
  • Саламатина
    16.04.2018 в 07:26

    Если изменения в устав не вносятся, тогда документы в какую налоговую подавать (по старому адресу или же по новому)?

  • Майя Пчела
    18.05.2017 в 14:58

    если изменения в Устав не надо вносить, доки подавать в 46 налоговую или по месту?

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс
Пройти тест и узнать цену
  • Здравствуйте!
    Я помощник подбора оптимального комплекта системы КонсультантПлюс конкретно для вашей организации.
    Пройдите тест из 3 вопросов и узнайте индивидуальную цену.
    Пройти тест ⟶
  • 1/3. Кому нужна система?
    Далее ⟶
  • 2/3. Тип доступа к системе?
    Далее ⟶
  • 3/3. Количество пользователей?
    Далее ⟶
  • Спасибо за ответы!
    Мы подобрали для Вас оптимальный комплект с учётом спецпредложений.
    Пройдите на официальный сайт, чтобы оставить свои контакты и Вы узнаете персональную цену.
    Пройти тест ещё раз
Получить цену сразу