В июле российских водителей ждут важные изменения в законодательстве. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации на дороге или в отделении ГИБДД, важно быть в курсе обновлений. Поэтому в сегодняшнем материале мы собрали всё самое актуальное.
ОСАГО под прицелом фиксации камерами
Технологический прогресс неумолим — за последние годы камеры научились не только распознавать номера и скорости, но и «видеть» еще кое-что. К примеру, прилетал ли вам уже штраф за ремень или телефон? Мне да, более не пренебрегаю правилами. Как говорится, «вкалывают роботы», но счастлив ли человек от этого?
Так вот, прогресс уже вряд ли остановится и в июле 2025 года стартует пилотный проект по автоматическому контролю за действием полиса ОСАГО. Да, теперь не только инспектор, но и электроника способна вычислить, кто ездит без обязательной «автогражданки».
В свою очередь, пока что нововведение реализуется в тестовом режиме, и до конца 2025 года его последствия будут мягкими:
- если система зафиксирует отсутствие страховки, водителю на «Госуслугах» придёт вежливое напоминание — оформите ОСАГО, будьте добры;
- никаких штрафов — пока. Это, по сути, этап подготовки и обкатки технологии.
Важно! Но с 1 января 2026 года предупреждения сменятся реальными санкциями. Автоматические камеры станут законным инструментом фиксации нарушений по статье 12.37 КоАП РФ — езда без полиса ОСАГО. А это, на секундочку, 800 рублей за первое нарушение и от 3 000 до 5 000 рублей при повторном.
Причём фиксация будет идти не по желанию инспектора, а круглосуточно и в масштабах всей страны — система не устает, не отвлекается и не делает скидок за «впервые».
Соответственно, эпоха «прокатился пару дней без страховки — ничего не случится» или «сделаем ДКП» подходит к концу. Даже если на дороге ни одного инспектора, вероятность быть замеченным вырастает в разы. Поэтому тем, кто откладывает продление ОСАГО «на потом», самое время изменить привычку — с 2026 года «потом» будет уже поздно.
Штраф за отказ остановиться по требованию ГИБДД вырастет в 12 раз
Когда инспектор машет жезлом — не до философии. Остановился — молодец. Не остановился — готовься платить, и немало. В июле 2025 года планка наказания за игнорирование требований ГИБДД поднимается на совершенно новый уровень: штраф увеличивается с 500–800 рублей до внушительных 7–10 тысяч.
Закон уже прошёл Госдуму, а спустя десять дней после официального опубликования, поправки вступят в силу. По прогнозам, ближе к концу июля изменения уже станут реальностью.
Но и это ещё не всё. В ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ появится новая «страшилка» — ответственность за повторное нарушение:
- если водитель дважды проигнорировал требование остановиться, его могут лишить прав до шести месяцев;
- то есть без вариантов: рецидив — и прощай, права.
Примечательно: доказать, что водитель действительно проигнорировал требование инспектора, всё ещё не так просто. Верховный суд в своём постановлении от 24 марта 2005 года № 5 прямо говорит: любые неустранимые сомнения трактуются в пользу нарушителя.
В итоге выходит интересная ситуация: наказание ужесточают, но механизм его реализации требует внимательной юридической проработки. А значит, каждый подобный эпизод, как и прежде, будет разыгрываться в суде с участием доводов, показаний, видеозаписей и разного рода «не заметил». Но шутить с этим станет гораздо дороже.
Автокредиты станут менее доступными
Для многих покупка авто — итак сложнейшая задача. Так вот, с 1 июля 2025 года российским водителям, желающим купить машину в кредит, фильтрацию придётся пройти строже. Центробанк вводит макропруденциальные лимиты — новое слово в регулировании выдачи автокредитов и потребительских займов под залог автомобиля.
Простыми словами, кредит станет получить сложнее, особенно если у заёмщика и так уже долгов — выше крыши.
Регулятор решил притормозить чересчур щедрую политику банков и МФО:
- те бодро выдавали займы даже тем, у кого половина (а то и больше) дохода уже уходила на погашение долгов;
- по статистике ЦБ, 58% таких кредитов шли именно гражданам с перегрузом по платежам;
- поэтому теперь вводятся новые ограничения: если уровень долговой нагрузки (ПДН) зашкаливает за 80%, то такие займы могут составлять не более 5% от портфеля. А если ПДН от 50% до 80%, то — максимум 20%.
Для понимания: ПДН — это соотношение ежемесячных платежей по всем кредитам к доходу заёмщика. Если на выплаты уходит больше половины заработка, риски возрастают. Именно такие риски Центробанк и хочет снизить — чтобы не случилось кредитного пузыря.
Новые требования распространяются на все банки с универсальной лицензией, а также на микрофинансовые организации. Так что тем, кто планировал взять машину в кредит, но уже по уши в долгах — лучше заранее просчитать свои силы. Эпоха автокредитов «на последнюю зарплату» явно близится к завершению.
Заключение
Помимо вышеперечисленного, появится новая норма – ответственность для владельцев грузовых автомобилей при отказе пройти габаритный или весовой контроль. Цена вопроса – 600 000 рублей. Ну а также изменены правила оформления ДТП с использованием европротокола – об этом мы рассказывали в материале про новые законы в июле 2025 года.