В новом 2024 году автомобилистов ожидают значительные изменения в правилах дорожного движения. Нововведения включают в себя замену водительских удостоверений, введение дополнительных штрафов и ужесточение контроля за эксплуатацией автомобилей. В настоящем материале мы расскажем, кому придется сдавать теоретический экзамен заново, что представляет собой «эффект кенгуру», а также иные вставшие на повестку дня моменты.
С 1 апреля зарубежные водительские удостоверения утратят силу: что нужно знать автомобилистам
С апреля текущего года зарубежные и международные водительские удостоверения, оформленные более года назад, станут недействительными. Автомобилистам, находящимся в такой ситуации, придется пересдавать экзамен в ГИБДД и получать российские водительские права.
Вместе с тем для некоторых категорий достаточно пройти теоретическую часть экзамена и предоставить справку о прохождении медкомиссии у терапевта, офтальмолога, психиатра, невролога и нарколога:
- для категорий М (мопеды, скутеры, легкие квадроциклы);
- А (мотоциклы с объемом двигателя более 125 куб. см);
- В (легковые автомобили).
Важно! Исключением из этого правила стали лица, получившие права в Белоруссии, сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также члены их семей и представители международных организаций, аккредитованных в МВД.
Отмечается, что нарушения данного правила рассматриваются аналогично ситуации, когда водитель садится за руль без водительских прав, с штрафом в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Изменения в правила сдачи экзамена
Кроме того, МВД планирует внести изменения в процесс сдачи экзамена для российских граждан. Так, могут быть отстранены от экзамена следующие лица:
- граждане, лишенные прав за определенные нарушения;
- те, кто имеет просроченный паспорт;
- призывники в армию.
Тем не менее, вместе с ужесточением правил предусмотрено и их частичное смягчение: по проекту МВД, число допустимых ошибок при сдаче экзамена увеличится.
Новые правила контроля за средней скоростью на дорогах: «Эффект кенгуру»
С 1 сентября вступают в силу изменения, предложенные Министерством транспорта. Они касаются контроля за средней скоростью движения на участках дорог между видеокамерами.
Стоит отметить! Водители уже нашли способ обойти это нововведение, применяя так называемый «эффект кенгуру». Суть этой стратегии заключается в том, чтобы сбавить скорость непосредственно перед первой камерой и ускориться после прохождения второй. Это делает среднюю скорость в пределах разрешенной, и, следовательно, избегает штрафа.
Однако, как отмечает эксперт Кирилл Форманчук, прежние штрафы за превышение скорости были более податливыми для оспаривания в суде, так как не всегда была четко определена локация и момент фиксации нарушения. Теперь же с новыми правилами доказать свою правоту будет сложнее.
В официальном определении указывается, что средняя скорость движения транспортного средства рассчитывается как отношение длины участка дороги с установленным ограничением скорости к времени, затраченному на его преодоление. Видеокамеры фотографируют автомобиль при въезде на участок и выезде с него, после чего вычисляется средняя скорость.
Вместе с тем конкретные штрафы за нарушение средней скорости пока не установлены, но стандартный штраф за превышение более чем на 20 км/ч составляет 500 рублей. Эти изменения также снимают возможность оспаривания штрафов в суде, так как точное место и время фиксации нарушения теперь будут доступны.
Больше камер: новые правила размещения средств фиксации нарушений ПДД
С 1 сентября вступит в силу закон о расширенных местах установки стационарных, передвижных и мобильных средств для фиксации нарушений ПДД. Новые места размещения включают:
- дороги с выделенными полосами для автобусов и маршруток;
- аварийно-опасные участки, перекрестки с более четырьмя ДТП за год;
- зоны ограниченной остановки и стоянки;
- участки дорог с ремонтными работами;
- пешеходные переходы и пункты весового и габаритного контроля.
Отметим, что решение о размещении камер принимают региональные власти или владельцы дорог с предварительным согласованием с МВД. Информация о точках установки будет публичной и доступной на официальном сайте ведомства.
Важно! Ключевым условием также является наличие у камер соответствующего сертификата и действующего свидетельства о метрологической поверке, в противном случае фиксация нарушения считается недействительной.
Вместе с тем эксперт по дорожной безопасности Кирилл Форманчук высказывает сомнения в эффективности этого шага, отмечая, что видеокамеры не действуют одинаково на всех водителей и не могут полностью заменить роль дорожной полиции.
«Бесплатные» дороги: новые правила оплаты и штрафы
С сентября 2024 года вводятся новые меры по штрафам за неоплату проезда по платным дорогам. В случае нарушения оплаты проезда, взимаемые штрафы будут распределяться следующим образом:
средства от штрафов за проезд по федеральным трассам пополнят федеральный бюджет;
средства за нарушения на региональных или муниципальных дорогах направятся в соответствующую местную казну.
На текущий момент размеры штрафов составляют полторы тысячи рублей для легковых автомобилей, и пять тысяч рублей для грузовиков. Вместе с тем для тех, кто нарушил правила, предусмотрена льгота — возможность оплаты штрафа в размере 50% от полной суммы, если оплата будет произведена в течение 20 дней после вынесения постановления.