С целью эксперимента Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ был введен Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». С момента введения накоплен опыт его использования, позволяющий оценить его плюсы и минусы.
Сегодня мы обсудим, какие преимущества и недостатки выявились в процессе применения данной системы налогообложения.
Экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»
Как уже отмечалось выше, указанный налоговый режим был введен в 2018 году с целью эксперимента, а его цель заключалась в выводе из тени всех тех, кто получал доход от своей деятельности, но не декларировал его и не уплачивал соответствующие налоги. То есть суть эксперимента кроется в легализации доходов физических лиц и предпринимателей, а также в повышении эффективности налоговой политики страны.
В свою очередь, его проведение уже позволило проследить, какие преимущества и недостатки он приносит на данный момент:
- Упрощение отчетности – плюс. Не вдаваясь в детали, можно сражу же отметить, что одним из основных плюсов является упрощение налоговой отчетности для самозанятых граждан, что способствует развитию предпринимательства и снижению теневой экономики.
- Злоупотребление правом – минус. Однако, среди недостатков отмечается, что некоторые работодатели могут злоупотреблять этим режимом, замещая трудовые отношения наймом самозанятых по гражданско-правовым договорам.
Отмечается! Изначально этот режим действовал только в четырех субъектах: Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Однако, в настоящее время он применяется на всей территории России.
Эксперимент на 10 лет: сроки налогового режима для самозанятых
Как следует из названия федерального закона, НПД является экспериментальным. Законодательно он закреплен на 10 лет, до конца 2028 года, и уже сегодня демонстрирует свою эффективность и стабильность. Вместе с тем в течение этого периода не предусмотрены изменения в налоговых ставках или предельных доходах, что обеспечивает пользователям режима надежное положение.
При этом отмечается, что по данным Федеральной налоговой службы, за время действия эксперимента число самозанятых достигло 10 млн человек. Они зарегистрировали общий доход в размере 3,6 трлн рублей и сформировали более 1,9 млрд чеков.
Кроме того, данная система также способствует уплате налогов:
- за это время было уплачено налогов на сумму 141 млрд рублей;
- средний размер чека вырос на 70% с 2019 года и составил 1 904 рубля;
- ежедневно к этой системе присоединяются 8,5 тысяч новых пользователей.
Широкая популярность налогового режима: среди кого он более популярен
Налог на профессиональный доход» становится все более популярным среди самозанятых, включая:
- репетиторов;
- таксистов;
- работников в сфере красоты;
- тех, кто предоставляет маркетинговые услуги;
- граждан, продающих собственную продукцию.
Изучение показало, что наиболее высокооплачиваемыми областями работы самозанятых являются ремонтные услуги, IT-сфера, реклама, сдача в аренду жилья и услуги по перевозке грузов.
Примечательно! Хотя эксперты предполагали, что этот режим будет более популярен среди женщин, занимающихся домашними услугами или творческой деятельностью, на деле большинство самозанятых оказались мужчинами. Средний возраст самозанятых находится на уровне 35 лет.
Эксперты оценивают промежуточные результаты эксперимента положительно. Согласно данным, благодаря этому налоговому режиму государство получило 141 миллиард рублей налогов, которые в противном случае могли бы остаться в теневой экономике.
Теневая сторона самозанятости: уязвимость работников и уловки работодателей
Учитывая все плюсы необходимо отметить, что не всегда самозанятость основана на положительных мотивациях. Одной из серьезных проблем является злоупотребление работодателями, которые стремятся снизить расходы на трудовые ресурсы за счёт изменения трудовых отношений с работниками, а введение налогового режима «Налог на профессиональный доход» открывает новые возможности для работодателей, желающих избежать официального трудоустройства.
Использование самозанятых вместо официально трудоустроенных работников позволяет работодателям снизить налоговую нагрузку на компанию — самозанятые отвечают за уплату налогов сами, и работодатель не имеет к ним никакого отношения. Это создаёт уязвимое положение для работников и может привести к их эксплуатации.
Схема самозанятости позволяет работодателям избежать налоговых обязательств, так как они не обязаны выплачивать НДФЛ и взносы в фонды за самозанятых работников. Однако это создает серьезные проблемы для граждан, которые выбирают этот путь занятости:
- лишившись официального статуса, самозанятые лишаются социальных гарантий, таких как оплата больничного, пособия по беременности и родам. Недобросовестные работодатели могут не обеспечивать своих самозанятых работников этими гарантиями, не сталкиваясь с серьезными последствиями;
- управление кадровыми делами с самозанятыми гораздо проще по сравнению с официально трудоустроенными работниками. Отсутствуют ограничения на прекращение сотрудничества с самозанятыми, в то время как трудовое законодательство строго регламентирует процедуры увольнения обычных работников и предусматривает защиту их прав.
Лазейки в законодательстве: как работодатели избегают налогов за счет самозанятых
Законодательство, задуманное для предотвращения эксплуатации схемы самозанятости для минимизации налоговых обязательств, само стало объектом манипуляций со стороны работодателей. Так, изначально введенный Закон №422-ФЗ, который предусматривал освобождение от налогообложения доходов от оказания услуг по гражданско-правовым договорам, если заказчиками этих услуг выступают работодатели или бывшие работодатели физических лиц, на самом деле стал орудием для поддержания хитрых схем.
Эксперимент показал, что возможность замещения штатных работников самозанятыми не была полностью устранена. В первые годы после введения этой системы работодатели активно манипулировали сотрудниками, предлагая им переход на самозанятость по гражданско-правовым договорам вместо оформления трудовых отношений.
Борьба с недобросовестными работодателями: как государство реагирует на подмену трудовых отношений
Правительство активно борется с попытками работодателей избежать законных обязательств путем подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
К примеру, уже в 2022 году ФНС выявила ряд признаков, указывающих на подмену трудового договора договором с самозанятым. Среди этих признаков упоминались: массовое заключение договоров с одними и теми же самозанятыми, регулярное оформление чеков только на одного заказчика, ежемесячное получение одинаковых сумм, похожих на заработную плату, а также признаки контроля трудовой дисциплины или подчиненности.
Такие меры позволяют государству более эффективно выявлять и пресекать попытки работодателей обойти законодательство и обеспечивать соблюдение трудовых прав работников.
Новая технология борьбы: МАРМ НПД против недобросовестных схем
Для эффективного выявления нарушений в сфере самозанятости была создана аналитическая система «Мобильное автоматизированное рабочее место» (МАРМ НПД). Эта система анализирует данные о выданных самозанятыми чеках и сопоставляет их с информацией о получателях услуг.
МАРМ НПД позволяет отслеживать различные параметры, такие как:
- частота и сумма чеков;
- периодичность работы с одним заказчиком;
- количество заказчиков и средняя заработная плата у них.
В свою очередь, алгоритмы системы выявляют организации, подпадающие под «группу риска», что является поводом для налоговой проверки. Более 20 параметров анализируются для выявления возможного использования незаконных схем оптимизации.
Такие инновационные технологии становятся важным инструментом в борьбе с недобросовестными схемами и обеспечивают более эффективный контроль за соблюдением налогового законодательства.
Новые меры по борьбе с нелегальной занятостью: что предусматривает закон №565-ФЗ
С начала 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 года №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон устанавливает организационные основы для противодействия нелегальной занятости в стране, определяемой как осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.
Отметим! Одним из ключевых моментов нового закона является создание межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости в субъектах Российской Федерации.
Налоговые органы теперь будут передавать таким комиссиям, а также в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, информацию, в том числе налоговую тайну, в порядке межведомственного взаимодействия. Это позволит улучшить контроль за соблюдением трудового законодательства и более эффективно бороться с нелегальной занятостью в России.
Еще одна мера: Роструд введет общедоступный реестр недобросовестных работодателей
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2024 года №194, с начала следующего года Роструд расширит свою деятельность, ведя общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены случаи нелегальной занятости.
Как отмечается, эта мера направлена на ужесточение контроля за взаимоотношениями между заказчиками и внештатными работниками.
Последующее введение такого реестра позволит выявить недобросовестных нанимателей, которые ранее избегали уплаты налогов и других обязательных платежей. Это значительный шаг в направлении борьбы с теневой экономикой и обеспечения законности в сфере трудовых отношений.