Порядок замены водительского удостоверения в 2025 году

8
Ведущий рубрики
Колеватов Денис Денисович
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Занимательно»

Замена водительского удостоверения — процедура, с которой рано или поздно сталкивается каждый автовладелец. Вместе с этим большинство россиян привыкли, что любые официальные действия с документами, например, постановка на учёт транспортного средства, можно осуществить только по месту прописки. При этом многие автовладельцы живут и работают в одном городе, а зарегистрированы — в другом. Когда же приходит время менять водительское удостоверение, возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать это не по месту регистрации? Ведь поездки в родной город только ради замены прав — хлопотное и затратное по времени дело.

В данной статье мы подробно расскажем, можно ли поменять водительское удостоверение не по месту прописки, каков порядок действий при этом нужно соблюдать и какие документы подготовить.

Порядок замены водительского удостоверения

В 2025 году процесс стал более удобным и гибким, позволяя оформить новые права независимо от места регистрации, и первым шагом в данном случае является подача заявления. Сделать это можно тремя способами:

  • через портал «Госуслуги»;
  • в отделении ГИБДД;
  • в МФЦ.

Наиболее удобным и популярным вариантом считается подача заявления онлайн через «Госуслуги». Здесь вы регистрируетесь в личном кабинете, выбираете услугу замены водительского удостоверения, заполняете электронное заявление и прикрепляете необходимые документы. После этого можно оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей прямо на сайте, что экономит время и избавляет от лишних походов в банк.

Если же вы предпочитаете личное обращение, заявление можно подать в любое удобное отделение ГИБДД или МФЦ. В ГИБДД обычно нет необходимости записываться заранее — достаточно прийти с комплектом документов, получить талончик и дождаться своей очереди. В МФЦ же часто требуется предварительная запись, а сама процедура подачи заявления происходит в комфортных условиях центра.

Какие документы иметь при себе

После подачи заявления необходимо выбрать удобную дату и время для посещения ГИБДД, где будет проходить основная часть процедуры. В назначенный день нужно явиться в выбранное подразделение с полным пакетом документов:

  • паспортом или иным документом, удостоверяющим личность. Это обязательный документ, подтверждающий вашу личность и гражданство;
  • старым водительским удостоверением. В случае утери или повреждения старых прав этот документ не предоставляется, но потребуется заявление об утере;
  • медицинской справкой по форме № 003-В/у — она подтверждает, что вы годны к управлению транспортным средством. Обратите внимание, что справка не требуется, если вы меняете права из-за смены фамилии, утери или повреждения удостоверения. В остальных случаях медицинское заключение обязательно;
  • квитанцией об оплате госпошлины в размере 2000 рублей. Оплатить госпошлину можно онлайн через портал «Госуслуги», в банке или через терминалы оплаты. Отметим, что сумма госпошлины регулируется статьей 333.33 Налогового кодекса.

При подаче документов лично в ГИБДД или МФЦ заявление заполняется на месте или заранее скачивается и заполняется самостоятельно. При подаче через «Госуслуги» заявление формируется автоматически. В отделении ГИБДД сотрудники проверят предоставленные документы, сделают фотографию для нового удостоверения и оформят замену. Обычно процедура занимает от одного до двух часов, а готовые права выдаются в тот же день.

Важно отметить! Сдавать экзамены для замены водительского удостоверения не требуется, если причина замены связана с окончанием срока действия, сменой фамилии, повреждением или утерей документа.

Таким образом, процесс замены водительских прав в 2025 году стал максимально доступным и удобным, позволяя водителям самостоятельно выбирать способ подачи заявления и место получения новых документов вне зависимости от места регистрации. Главное — заранее подготовить все необходимые документы и оплатить госпошлину.

Когда и кому нужно менять водительское удостоверение в 2025 году

В дополнение к порядку замены в/у решили осветить для вас, кому в 2025 году придется столкнуться с заменой водительских прав. Итак, стоит учитывать, что в период с 2022 по 2025 год срок действия многих водительских удостоверений автоматически продлевался на три года. Это связано с постановлением Правительства РФ № 2269, которое облегчало процедуру замены в условиях пандемии и других факторов.

Однако с 1 апреля 2025 года автоматическое продление отменено. Это значит, что водителям, у которых срок действия прав истёк до конца 2022 года, необходимо заменить их до конца 2025-го. Если срок действия прав истекает в 2023, 2024 или 2025 году, то их действие автоматически продлевается на три года — до 2026, 2027 или 2028 года соответственно. Водителям с такими правами менять их пока не нужно.

Кроме того, обязательная замена прав касается и тех, кто изменил персональные данные — например, сменил фамилию, а также тех, у кого изменилось состояние здоровья, повлекшее необходимость прохождения новой медицинской комиссии. Необходимо обновить права и при утере, краже или порче документа.

Особое внимание стоит уделить владельцам иностранных водительских удостоверений, которые получили российское гражданство более года назад. С 1 апреля 2025 года иностранные права перестают действовать, и их владельцам нужно будет сдать теоретический экзамен и обменять их на российские.

Невыполнение требований по замене водительского удостоверения в установленные сроки грозит штрафами от 5 до 15 тысяч рублей и запретом на управление транспортным средством до момента замены.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Денис Колеватов)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
Подписывайтесь
На наш телеграм-канал!