Представители ФНС разработали правила, в соответствии с которыми ведомство планирует взаимодействовать с участниками ЭДО через информационную систему организации. Речь идет не только о внутренних программах, но и о единой ─ «АИС-3». Как подключиться к этой системе мы рассказывали ранее.
Однако по словам руководителя ФНС, новый порядок начнут использовать только с 1 января 2024 года. Это связано с тем, что программу будут еще дорабатывать.
Общие правила электронного взаимодействия сторон
Новые правила закрепят положения, позволяющие налоговикам получать доступ к внутренним ресурсам и данным организаций-налогоплательщиков. Например, недавно власти разработали специальный алгоритм подключения к системе и бланки заявок на получение криптографической защиты.
Итак, общие положения закреплены в главе I проекта изменений, согласно которым сторонами ЭДО через внутреннюю информсистему предприятия, являются ФНС и налогоплательщик. При этом они могут быть как отправителями, так и получателями сведений.
Что касается хранения данных, то их необходимо архивировать и регистрировать в соответствии с законодательством в отношении конкретной информации. Срок нужно отсчитывать с момента фиксации полученной или отправленной информации в Протоколе обработки сведений.
Согласно пункту 6, УКЭП участников электронного документооборота должна быть зарегистрирована и аккредитована Министерством цифрового развития.
Краткий порядок отправки электронных документов
Представители инспекции предложили ввести форматы документов, участвующих в ЭДО. Перечень документов для электронного оборота состоит из шести форм:
- требование о предоставлении сведений;
- представление ответа на запрос о получении информации;
- решение о пролонгации или отказе в ней сроков подачи данных;
- бланк отправки затребованной документации;
- протокол обработки полученных сведений;
- сообщение об ошибке.
А подробный порядок взаимообмена утвержден властями в главе II. Разумеется, сотрудники инспекции закрепили положение о том, что документы необходимо составлять в унифицированном формате. Подписывать его при этом должен руководитель или доверенное лицо своей УКЭП. Также допустим вариант предоставления скан-копии бумажной версии документа, подписанного от руки.
Далее, если налоговая примет сведения, то поставит в обратном уведомлении отметку «1» и сообщит об этом отправителю через систему, к которой имеет доступ. При отрицательном решении ответ отметят цифрой «2», указав причины отказа в том или ином действии.