Порядок смены председателя ликвидационной комиссии

266

Ликвидация компании – это ее закрытие. Выполняется тогда, когда учредители организации по какой-либо причине не желают больше вкладываться в деятельность фирмы. Ликвидацию нужно провести правильно. Это особое мероприятие, которое регламентируется нормативными актами. Для проведения процедуры назначается ликвидационная комиссия. Возглавляет ее председатель – ликвидатор. Иногда человека, поставленного на эту должность, нужно сменить. Делать это требуется правильно.

Главная информация о председателе

Председатель назначается. Решение о назначении формируется и фиксируется на собрании учредителей. Именно на основании этого решения и будет действовать ликвидатор. Данные о комиссии и ее представителе должны быть направлены в налоговую. Идти нужно в тот орган, в котором регистрировалась фирма. О назначении председателя нужно уведомить и ФСС в течение 10 суток с принятия соответствующего решения. Уведомление пересылается в банковское учреждение, в котором размещены счета организации. Нужно это для фиксации подписи нового председателя.

Ликвидатор – это лицо, которое руководит закрытием компании. Исполняет эти функции:

  • Отправление сообщений о закрытии ЮЛ в СМИ.
  • Формирование плана по завершению действия ЮЛ.
  • Инвентаризацию.
  • Принятие мер по взысканию.
  • Если у организации нет денег, именно ликвидатор подает заявление о признании банкротства.
  • Подачу отчетности в налоговую.
  • Получение свидетельства о закрытии фирмы (выдается только после выплаты пошлины).

Председатель является ключевым лицом в рамках ликвидации фирмы. Он наделен ключевыми полномочиями.

В каких случаях происходит смена ликвидатора

Именно от ликвидатора зависит успех проведения ликвидации. Если он будет недобросовестным, пострадает фирма. Из-за того что это лицо наделено ключевыми функциями, актуальным становится вопрос его замены. Смена ликвидатора происходит в этих обстоятельствах:

  • Лицо не справляется со своими функциями.
  • Лицо отказывается от исполнения своих обязательств.
  • Ликвидатор недобросовестно выполняет свои функции.

К СВЕДЕНИЮ! Смена председателя может осуществляться как по решению учредителей фирмы, так и по решению самого ликвидатора.

Как происходит смена ликвидатора

Порядок смены председателя комиссии определяется причиной проведения этого мероприятия. Рассмотрим различные варианты:

  • Ликвидатор не справляется со своими обязательствами. У председателя могут возникнуть проблемы с исполнением своих функций. К примеру, он может не справляться со своими обязательствами, относиться к своей работе недобросовестно. В этом случае организуется собрание учредителей. Издается протокол с соответствующим решением о смене. На основании протокола расторгаются отношения с ликвидатором. Потом заново выбирается новый председатель.
  • Ликвидатор хочет покинуть пост председателя по собственной инициативе. В этом случае соглашение об исполнении работ, которое было составлено ранее, расторгается. Это наиболее простой вариант.
  • Смена выполняется на основании решения суда. Подобная ситуация возникает тогда, когда ликвидация назначалась судом. Если назначенное лицо не выполняет свои функции своевременно – это основание для его «увольнения».

Быстрее всего можно сменить лицо по его собственной инициативе.

Особенности документального оформления

Смена председателя осуществляется на основании решения участников ЮЛ. После принятия решения соответствующее уведомление направляется в регистрирующий орган. В частности, туда нужно направить заявление, составленное по форме Р14001. Рассмотрим законодательное обоснование именно такого оформления.

В ст. 61 ГК РФ указано, что ЮЛ ликвидируется на базе решения участников ЮЛ. В п. 3 ст. 62 ГК РФ прописано, что учредители ЮЛ, принявшие решение о ликвидации, собирают комиссию. Она утверждает порядок и сроки закрытия фирмы.

Для смены нужно организовать собрание участников.

Если он один, то именно он принимает решение об увольнении одного ликвидатора и назначении другого.

В госорган нужно отправить заявление. Составляется оно по форме Р14001. В нормативных актах нет информации о том, что нужно использовать именно форму Р14001. Однако это логически проистекает из того, что такая форма применяется при смене руководителя. Но заявителем будет являться новый ликвидатор. Ему переходят функции по управлению ЮЛ. То есть он замещает руководителя.

Уведомление составляется по форме Р15001. Оформлять его нужно тогда, когда принимается решение о ликвидации ЮЛ. Существует также еще одна ключевая бумага – заявление о внесении корректировок в данные об ЮЛ, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Оно составляется тогда, когда присутствуют изменения в ЕГРЮЛ. Основание – пункт 2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ» от 8 августа 2001 года. Смена ликвидатора – это именно изменение данных в ЕГРЮЛ. То есть подача заявки по установленной форме вполне правомерна.

Порядок подачи заявления такой же, что и при первичной регистрации ЮЛ. Основание – статьи 18-19 ФЗ №129. К заявлению не нужно прилагать решение о смене ликвидатора. Но нужно учитывать, что регистрирующие структуры могут запросить это решение на месте.

Как предотвратить смену ликвидатора

Смена ликвидатора в рамках процесса ликвидации – это всегда проблема. Обычно участники стараются закрыть компанию как можно быстрее. А смена председателя – это мероприятие, требующее времени. Сначала нужно созвать собрание участников, а потом отправить заявление о смене. Затем требуется назначить нового председателя. Каждый из этих этапов предполагает трату времени. Следовательно, и процедура ликвидации сильно замедляется.

Как предотвратить потерю времени? Один из вариантов – оставить ликвидатора на прежнем месте. Но в большинстве случаев сделать это невозможно. Если председатель «увольняется» в связи со своей некомпетентностью, то оставлять его при работе равно замедлению процесса ликвидации. Если ликвидатор хочет уйти по своему желанию, то остановить его без вреда для компании также вряд ли получится.

Единственный способ предупреждения смены – внимательный выбор ликвидатора. Актами не установлен перечень лиц, которые могут быть председателями. Как правило, это гендиректор, главбух или один из участников организации. Однако председателем может стать и лицо, которое не имеет отношение к организации. Тщательный выбор ликвидатора – ответственность владельцев фирмы.

Случаи из практики

Правильный выбор председателя – вопрос принципиальный. Известны случаи, когда ликвидатор просто исчезал и переставал отвечать на звонки. Учредителям приходится в срочном порядке искать нового председателя.

Минусы мероприятия

Смена председателя – процесс трудоемкий. Он сопровождается тратой времени и денег. Приостанавливается процесс ликвидации, так как им больше никто не руководит. Придется тратить ресурсы на поиск нового председателя.

ДЗЕН! А на нашем Дзен-канале ещё больше интересного! Обязательно перейди и подпишись.
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,076 | 36 | 8.91